События

05.12.2019 Абель Полесье: «Я против фетишизации SCOPUS...»

На наши вопросы отвечает Абель Полесье (Abel Polese) - старший научный сотрудник Таллинского университета в сфере неформальной экономики, неформальных и альтернативных механизмов управления, теории и практики общественного развития, доктор наук, эксперт в области оценки научных проектов, автор книг, монографий, социальных исследований.

– Вы являетесь экспертом в вопросах оценки исследовательских проектов. Как Вы оцениваете готовность наших ученых к «академическому выживанию»?


– Оценивание науки – это искусство, которое постоянно обновляется, пересматривается, изменяется. Не только в Казахстане, но и в Европе есть определенные правила, инструкции, индикаторы оценки, но есть и тенденции, которые предполагают какие-то изменения, развитие. В Казахстане создана система, которая работает, действуют правила, инструкции, разработанные с учетом опыта европейских стран, США. Эти инструкции грамотные, правильные и соответствуют международным требованиям. Но нужно внимательно смотреть, изучать какие есть запросы и ожидания, так называемый фидбэк, от местных ученых, исследователей. Я общался с учеными в Астане и вижу, что не все понимают, что такое Н-индекс, не все имеют полное представление о журналах Scopus, базах данных научных исследований, многие еще не готовы публиковаться в таких изданиях. Это не значит, что эти ученые плохо работают. Но, возможно, им необходимо время, опыт, дополнительное обучение.
Возможно имеет смысл составлять список научных работ, которые не опубликованы в Scopus, но имеют научный потенциал. Необходимо расширять научное сотрудничество, диалог с успешными учеными из других стран, которые могут посоветовать, научить как лучше применять модель оценивания науки в Казахстане.


– Может Казахстанская база цитирования (КазБЦ) стать для казахстанских ученых этапом подготовки для публикации в международных базах данных и цитирования?


Если такая база грамотно сделана, то она, безусловно, может стать как бы компромиссом между тем, что требуется на высоком международном уровне и тем, что есть в реальности. Я против фетишизации Scopus. В Европе тоже все больше говорят о том, что публикации в Scopus это важный показатель, но далеко не полная и не единственная оценка научной деятельности. Качество научной работы не измеряется только этими индикаторами. Казахстанская база цитирования (КазБЦ) может стать хорошей школой для казахстанских ученых, при условии, повторюсь, что она грамотно сделана.


Оценивая качество казахстанских научных проектов по социальным наукам, Вы несколько раз обратили внимание, что в них, как правило, недостаточно проработаны вопросы методологии исследования. Как Вы считаете, почему это происходит?


Я оцениваю только проекты по социальным наукам и не могу говорить про другие научные направления. То, что я видел в казахстанских проектах по социальным наукам, с моей точки зрения, свидетельствует о том, что у казахстанских ученых нет достаточного понимания именно в вопросах методологии исследований. В проектных заявках зачастую вместо обоснования методологии, как совокупности разных методик исследования, пишут о своем видении, отношении. Это, безусловно, разные вещи. Проблема, с моей точки зрения, в том, что методология исследований недостаточно изучается и преподается в учебных заведениях. Видимо мало специалистов и преподавателей по этому направлению. Вопрос не сложный, но его нужно изучать. Ведь это базовые вещи любого научного исследования. Прежде чем стремиться публиковаться в той же базе Scopus, нужно овладеть этими необходимыми навыками исследования. Когда авторы научных проектов научатся глубоко понимать вопросы методологии, публиковаться в крупнейших базах цитирования им станет намного легче. Ведь именно методология обосновывает качество результатов исследования и влияет на качество презентации научного проекта в целом. Эксперты обращают внимание на эти моменты в первую очередь. Мой совет – для казахстанских ученых по социальным наукам не помешал бы тренинг, обучение от ведущих экспертов по этому направлению.

– Вы преподаете в институте «Сорбонна – Казахстан» который является учебным подразделением Казахского национального педагогического университета им. Абая. Как Вы оцениваете уровень студентов, которым преподаете?
Студенты, которые обучаются в институте «Сорбонна – Казахстан» при КазНПУ им.Абая – это элита казахстанской молодежи. Я очень высоко оцениваю их уровень, мотивацию. Как правило они знают три – четыре языка, стремятся к знаниям, обладают развитым критическим мышлением. Думаю, так же можно сказать о студентах КИМЕП, Назарбаев университета. Но я понимаю, что это лишь небольшая часть казахстанской молодежи. Казахстан – это не только Алматы, Нур-Султан. Нужно заботиться и о тех студентах, которые обучаются в других городах, мотивировать их на учебу, создавать условия для развития, чтобы у всех молодых казахстанцев, независимо от того, где они проживают, была возможность получить качественное образование.

2687
Участники
Принять участие