Коллекция трудов казахстанских ученых

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ СТРАНЫ
Тематика: Трудовые ресурсы

УДК 330

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, экономика знаний, инновационное развитие.

В современной мировой экономике акцент делается не столько на материальные ценности, сколько на интеллектуальный потенциал. Способность нации поддерживать современную и эффективную систему образования, повышать интеллектуальный потенциал рабочей силы путем обучения становится критически важным фактором для обеспечения конкурентоспособности страны.

Сохранение и развитие интеллектуального потенциала и формирование человеческого капитала общества являются основным направлением развития любой цивилизованной страны. Оно рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития, решения глобальных проблем, связанных с прогрессивным развитием того или иного общества. В силу этого во многих странах проблема роста интеллектуального потенциала отнесена к приоритетным областям в политике государств.

В своей лекции «Инновационная индустрия науки и знаний – стратегический ресурс Казахстана в XXI веке» Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил необходимость укрепления интеллектуального потенциала нации [1].

Казахстан в настоящее время вступил в индустриально-инновационную фазу развития экономики. Этот этап характеризуется адаптацией сферы науки к современным экономическим условиям, что должно привести к коренным изменениям в структурном, организационном, кадровом, инфраструктурном и финансовом обеспечении развития науки, регулируемым соответствующей нормативной правовой базой.

Развитие научно-технического потенциала не должно рассматриваться в качестве сопутствующего фактора, который не является характерным для традиционных секторов экономики. Сфера науки – это такой же сектор экономики, обладающий всеми особенностями, правилами и механизмами регулирования, общими для других секторов.

В условиях, когда более 80% экономики Казахстана находится в частном секторе, принципы регулирования сферы науки, унаследовавшие слабую ориентацию на требования рынка, устарели и являются несовершенными.

Неэффективный механизм привлечения частного сектора к развитию научно–технического потенциала, сравнительно невысокая активность участников в сфере НИОКР все еще остаются слабыми звеньями всей научно-технической системы Казахстана, тогда как разработка и внедрение в производство новых технологий и наукоемкой продукции являются ключевыми факторами достижения и сохранения конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.

Так, например, в странах с развитой экономикой (США, Япония, Финляндия) предприятия промышленности осуществляют НИОКР на условиях самоокупаемости и самофинансирования и осваивают до 70% всех национальных расходов на НИОКР, тогда как на долю государственных расходов приходится в среднем 30%.

Доля наукоемкой продукции и расходы на науку в общем объеме ВВП являются основными показателями экономики, основанной на знаниях.

Мировой опыт показывает, что в развитых странах расходы на научные исследования и разработки постоянно растут, достигая во многих из них 2,5-3,7% ВВП, при этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 25-34%. К таким странам прежде всего относятся Израиль (4,86% ВВП), Финляндия (4,01%), Швеция (3,75%), Япония (3,42%) и Корея (3,37%).

По расчетам международных экспертов, для устойчивого развития государства необходимо, чтобы на финансирование науки выделялось от 2 до 4% ВВП [2]. Пороговое значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%. Рекомендуемая Международным академическим советом доля расходов на науку для развивающихся стран составляет 1-1,5% от ВВП.

В Республике Казахстан в последние годы затраты на исследования и разработки стабильно возрастали в сопоставимых ценах. В таблице 1 представлена динамика основных показателей состояния и развития науки в Казахстане.

Таблица 3.1 – Основные показатели состояния и развития науки в Республике Казахстан за 2007-2011 гг.

Наименование показателей

годы

2007

2008

2009

2010

2011

ВВП, млрд.тг.

12849,8

16052,9

17007,6

21815,5

27300,6

Внутренние затраты на исследования и разработки в действующих ценах, млн.тг

26835,5

34761,6

38988,7

33466,8

43351,6

в процентах к ВВП

0,21

0,22

0,23

0,15

0,16

Число организаций выполнявших исследования и разработки, ед.

438

421

414

424

412

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.

в том числе:

17774

16304

15793

17021

18003

исследователи,

из них:

11524

10780

10095

10870

11488

доктора наук

1166

1191

1338

1347

доктора по профилю

1486

кандидаты наук

3058

2861

2734

3041

3286

Примечание – Составлено авторами по данным Агентства по статистике Республики Казахстан [3]

В абсолютном выражении за 2000 – 2011 гг. это увеличение составило 1,3 раза. В результате доля затрат на научные исследования и разработки в ВВП – важнейший показатель научно-технического потенциала страны – в 2011 г. составила 0,16%. Несмотря на наблюдаемый рост расходов на науку, Казахстан по-прежнему уступает развитым странам по этому показателю более чем в 10 раз.

В странах, лидирующих на мировом рынке наукоемкой продукции, доля расходов на науку в общем объеме ВВП жестко контролируется, в том числе путем применения таких экономических механизмов, как льготное налогообложение, невысокие таможенные пошлины, бюджетная поддержка, стимулирование инвестиций, лизинг научного оборудования.
Затраты на НИОКР в расчете на душу населения в странах с развитой экономикой составляют в: США – 892, Швеции – 875, Финляндии – 726, Швейцарии – 688, Исландии – 613, Германии – 580, Дании – 541, Норвегии – 479, Франции – 478, России – 420 долл. США. Расходы на одного занятого в НИОКР составляют в: США – 123 299, Японии – 113 886, Германии – 154 234, Великобритании – 146 422 долларов США.

Опыт развитых стран свидетельствует, что на долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста ВВП.

Доля новой научной продукции в ВВП Казахстана в последние годы не превышает 1,1%, активность предприятий по производству научной продукции – 2,3%. Это указывает на то, что научно–техническая деятельность еще не стала основой экономического развития страны. При этом следует отметить, что более высокая активность характерна для предприятий с иностранным участием (5%) и частной формы собственности (3,7%) при низкой активности государственных предприятий (0,6%).

Таким образом, в стране наука была исключена из процесса реформирования экономики. Она не обеспечивала последовательного создания научного «задела», крайне необходимого для активизации факторов экономического и социального прогресса и преодоления отставания Казахстана от развитых стран.
Важным показателем инновационной экономики является доля ученых и специалистов, ведущих научные разработки. В рейтинге «научности» ведущие места занимают Финляндия (164 ученых на 10 тыс. населения), Япония (99), США (86), Россия (75) по сравнению с (20) в Казахстане (при общем росте количества защищенных кандидатских и докторских диссертаций). Страна имеет незначительный научно-технический потенциал и ориентирована в основном на заимствование научно-технических достижений.

Для осуществления инновационной деятельности в реальном секторе экономики все больше нужны люди, готовые к постоянной смене технологий, готовые принять на себя ответственность за определение целей и программы действий трудового коллектива и общества в целом. Такие специалисты, готовые эффективно заниматься общественным, научным и производственным строительством, должны мыслить достаточно универсально, должны быть способны к системно-целостному видению особенностей взаимодействия элементов социально-технических систем, процессов управления ими, а также роли и месте человека в данных системах, и соответственно выстраивают свою профессиональную деятельность на основе творческого подхода, никогда не теряя за деталями общей картины окружающей действительности.
Очень важно подчеркнуть, что в настоящее время ни одно важное производственное решение не может быть принято без быстрой и правильной оценки его влияния на всю структуру производственных и экономических отношений, общество, цивилизацию в целом, и, в конечном счёте, на человека, что накладывает дополнительный груз ответственности на исполнителей инноваций.

На проведенном 1 декабря 2011 г. Форуме ученых Казахстана Президентом страны Н.А. Назарбаевым дан ряд поручений, связанных с мероприятиями по привлечению молодежи в науку, созданию условий для молодых ученых, а также популяризации науки среди детей и юношества, тем самым, обеспечению преемственности научных кадров в целом.
В 2010 г. из 17021 работников, выполнявших исследования и разработки, численность исследователей до 30 лет – 4119 чел (24,2%), до 39 лет – 3 251 чел. (19,1%). В составе кадрового потенциала высшей квалификации в последние годы наблюдается положительная тенденция снижения среднего возраста докторов наук: от 50,5 лет в 2004 г. и до 48,0 в 2010 г. Главным фактором, обусловливающим старение кадрового потенциала, является то, что молодые кандидаты и доктора наук не идут работать в сферу науки.

В основном, в вузах практикуются следующие формы участия молодежи в научной деятельности: работа в научных кружках и клубах при университетах, выступления на научно-теоретических, практических конференциях, форумах; участие в конкурсах научных работ, олимпиадах, семинарах, круглых столах, телевизионных дебатах по вопросам науки; а также участие в проведении научно-исследовательских проектов.

Для стимулирования притока молодежи в науку необходимо вести целенаправленную работу в следующих направлениях:
- расширение участия школьников и студентов в международных олимпиадах, научно-исследовательских проектах, конкурсах и научно-технических турнирах;
- привлечение студентов вузов к активной научной деятельности в качестве ассистентов ученых и преподавателей;
- привлечение перспективных студентов к научно-исследовательской работе и выполнению научно-исследовательских проектов.

В настоящее время необходимо комплексно решать вопросы широкого привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы.

Анализ инновационных педагогических технологий, применяемых в зарубежных вузах, показывает, что, несмотря на разнообразие подходов, общим является использование методов проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения, преимущественно при работе студентов в команде, причем начиная с первого курса.

В практике же отечественных вузов знакомство студентов с исследовательской и проектной деятельностью начинается, как правило, на старших курсах. При этом индивидуальная научно-исследовательская и проектная работа студентов под руководством преподавателей в большинстве случаев доминирует над коллективной работой студентов. Редко используются такие специальные мероприятия как семинары-тренинги, летние тематические школы, международные проекты и т.д.
Зарубежный опыт, позволяющий активизировать образовательную деятельность по формированию профессиональных и универсальных компетенций выпускников вузов за счет применения инновационных педагогических технологий, целесообразно использовать в казахстанских университетах.

В последние годы, государством достаточно большое внимание уделяется вопросам совершенствования управления наукой и научно-технической сферой.

В этот период были приняты Правила конкурсного отбора университетов, внедряющих инновационные образовательные программы [4], Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. [5], Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг. [6], Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности» [7], Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг [8].

В феврале 2011 г. принят новый Закон «О науке» [9], определяющий правовую основу построения новой национальной научной системы, отвечающей требованиям современной экономики и общества. В данном законе были заложены кардинальные нововведения. Представлена принципиально новая модель системы управления наукой: разграничены административные и экспертные функции. Теперь решения по реализации научных проектов принимает само научное сообщество.

В начале 2011 года Президентом Республики Казахстан, Н.А. Назарбаевым была выдвинута идея разработки и реализации общенационального проекта «100 казахстанских инноваций» до 2020 года.

Президент заострил внимание на следующих вопросах:
 усиление финансирования науки в республике, довести объем финансирования науки в 2014 году до 1% от ВВП страны;
 обеспечение притока инвестиций в казахстанскую науку из частного бизнеса;
 необходима эффективная система коммерциализации научных исследований.
На Форуме ученых Казахстана, Президент поручил Правительству совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» разработать Дорожную карту «Бизнес и наука - 2020», где будет определено участие бизнес-сообщества в научных разработках.

Анализ проблем позволяет выявить основные факторы, тормозящие развитие интеллектуального потенциала в Казахстане.
В организационной структуре сферы науки нет системы в принятии решений, использовании ресурсов и потенциала частного сектора. Наличие большого количества администраторов программ научных исследований, выполняемых за счет средств государственного бюджета, затрудняет реализацию законодательно закрепленной нормы единого администрирования и координации проводимых в стране исследований.

Интеллектуальный потенциал, который имеется в стране, должен раскрываться и развиваться. В США студенты ежегодно создают 50-70 тысяч компаний, и реализуют живые инновационные проекты. В Швеции 70 процентов субъектов малого бизнеса разрабатывают и продвигают инновации. Если в Казахстане из зарегистрированных 800 тысяч юридических лиц 70 процентов будут работать на стыке науки и производства, мы реально станем конкурентоспособной страной.

Особое место в развитии интеллектуального потенциала нации принадлежит высшему образованию. Флагманом развития в Казахстане выступает Назарбаев Университет: за 2 года работы внедрена новая система университетского управления, совместно с зарубежными партнерами разрабатываются современные образовательные программы. Принципы автономности, самоуправляемости, академической свободы, интеграции образования и науки, коллегиальности принятия решений и прозрачности должны получить распространение по всей системе высшего образования.

Для формирования интеллектуального потенциала Республики Казахстан целесообразно развивать инновационную деятельность вуза: обеспечивать связь сферы образования с экономической средой, ориентировать вузы на рынок образовательных услуг и перспективный рынок труда, изыскивать внебюджетные способы инвестирования в образовательные услуги. От динамичного развития науки, образования и бизнеса во взаимосвязи зависит изначально и рост благосостояния народа и его культуры.

Президент Н.А. Назарбаев поручил, выпускникам программы «Болашак», разработать видение и концепцию долгосрочного развития и эффективного использования интеллектуального потенциала страны. И этот проект он назвал «Интеллектуальная нация –2020». Для реализации проекта были созданы две рабочие группы, одна находится в Астане, другая в Алматы, в силу того, что в этих городах сконцентрирован интеллектуальный потенциал, который может заниматься указанной проблематикой. Эти инициативные группы созданы при Ассоциации выпускников программы «Болашак», чтобы не ограничивать число участников, через СМИ привлекается к проекту как можно большее число единомышленников.

Таким образом, основная проблема в Казахстане заключается в том, что отсутствуют адекватные системы управления интеллектуальным потенциалом, его развитием, использованием и реализацией. Необходимо перейти к новому – информационно-интеллектуальному производству и результаты научных работ ученых капитализировать. В этом случае можно формировать экономику знаний и обеспечить конкурентоспособность страны в глобальном окружении.

Список использованных источников:

1. «Инновационная индустрия науки и знаний – стратегический ресурс Казахстана в XXI веке» //Казахстанская правда, №381-382 от 03.11.2012.
2. Наука: трудный рубеж борьбы за выживание – http://www.kzpg.ru
3. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистики – http://www.stat.kz.
4. Правила конкурсного отбора университетов, внедряющих инновационные образовательные программы. Приказ №631 от 14.12.2007 г.
5. Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. Указ президента №1096 от 17.05.2003 г.
6. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг. Постановление Правительства N 387 от 25 апреля 2005 года.
7. Закон Республики Казахстан от 23.03.2006 N 135-III «О государственной поддержке инновационной деятельности».
8. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг. Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958.
9. Закон Республики Казахстан от 18.02.2011 №407-IV 3PK «О науке».

Источник: Научный журнал «Вестник Инновационного Евразийского университета», г. Павлодар, 2012. - №3

Автор: Денисова Оксана Касымовна,кандидат экономических наук
  116294
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте