Мировая наука

Как избежать ненависти в политической конкуренции

02.03.2023

1321



Политическая борьба, которая значительно обостряется в предвыборные периоды, очень часто приводит к разделению общества, ненависти к политическим соперникам и их сторонникам и может стать причиной массового насилия. Можно ли избежать этих «побочных явлений» политической конкуренции?

Исследователи в США, среди которых ведущие роли занимают социальные психологи, уже достаточно долгое время изучают механизм возникновения ненависти и разрабатывают технологии, способствующие не просто снижению градуса неприятия соперников, но и  содействующие развитию партнерства на принципах демократии среди противоборствующих сторон. 

С 80-х годов прошлого века подобные исследования проводятся в Стэнфордском университете в Калифорнии (США). 

Журналистка Сайма Мэй Сидик (Saima May Sidik, Сомервилль, штат Массачусетс)  в статье в Nature.com анализирует результаты исследований социальных психологов и политологов и приводит примеры результатов опросов на тему ненависти к политическим оппонентам. (  https://www.nature.com/articles/d41586-023-00573-5?utm_source=Nature+Briefing&utm_campaign=22d7dd2757-briefing-dy-20230301&utm_medium=email&utm_term=0_c9dfd39373-22d7dd2757-47647328 )

Так, опрос, проведенный аналитическим центром Pew Research Center (Вашингтон) в прошлом году, показал, что 72% республиканцев считают представителей демократов «более аморальными», чем члены их собственной партии. В то же время 63% демократов имеют подобное мнение о республиканцах. Рост негативного отношения всего за трехлетний период составил 17% и 16%. Аналогичные тенденции в той или иной степени проявляются и в других странах.

Апофеозом враждебности между политическими конкурентами стало нападение на Капитолий США в 2021 году. Некоторые исследователи считают, что эти тенденции могут в конечном итоге привести к краху демократии в США и других странах.

В противовес конфликтным ситуациям социальные психологи разрабатывают переговорные и диалоговые технологии, позволяющие уйти от конфликта и перейти к продуктивному дискурсу. 
 
При этом некоторые исследователи полагают, что двухпартийная система в США является основой противоборства и противостояния в обществе. Но большинство рассматривают этот институт как фундамент демократии и условие реализации прав всех граждан. Учёные считают, что проблемы возникают, когда граждане начинают сосредотачиваться исключительно на различиях и преднамеренно блокируют то, в чем они могут достичь согласия.

Социальные психологи обращают внимание на то, что люди склонны переоценивать негативные стороны соперников, вплоть до того, что представляют их в формате «упрощенных карикатур». Так, республиканцы считают, что около 36% демократов являются атеистами или агностиками, при этом реальная цифра составляет около 9%. А демократы считают, что около 44% республиканцев зарабатывают более 250 000 долларов США, когда на самом деле таких людей среди республиканцев всего около 2%.  

Технологии, позволяющие снизить градус враждебности и ненависти включают в себя совещательные опросы, когда участникам из разных политических кругов предоставляются информационные материалы с описанием различных вопросов, а затем организуется обсуждение с помощью специально обученных модераторов. 

С помощью обработки и анализа естественного языка исследователи оценивают качества разговоров и то как лучше вести диалог, чтобы быть услышанным не только своими сторонниками, но и оппонентами.

Так, учёные обращают внимание, что при организации дискуссии диалог должен быть тщательно подготовлен. Например вопрос: «Вы за или против контроля над оружием?» может сразу поляризовать дискуссию. Взамен предлагается дать возможность участникам поделиться историями, которые могут помочь другим понять, как они пришли к своим убеждениям. 

Социальные психологи изучают контент социальных сетей и возможности влияния на антидемократические настроения, поддержку межпартийного насилия или крайний уровень партийной враждебности в группах из более чем 30 000 онлайн-участников.

Одним из успешных примеров стала реклама пива Heineken. В четырехминутном видео пары людей с противоположными точками зрения работают вместе для достижения цели (собирают барную стойку и набор табуретов), а затем садятся, чтобы вместе выпить пива, обсуждая при этом свои взгляды. Просмотр рекламы привел к снижению партийной враждебности примерно на 10 баллов из 100. 

Одним из наиболее успешных кейсов преодоления политической поляризации является пример 20 октября 2020 года, когда в разгар ожесточенного сезона выборов в США, в штате Юта произошла неожиданная разрядка. Два противоборствующих кандидата на пост губернатора, Спенсер Кокс (республиканец) и Крис Петерсон (демократ), избегали словесных нападок, которые доминируют в большинстве политических кампаний. Вместо этого они выпустили совместную политическую рекламу, в которой взяли на себя обязательство оставаться цивилизованными, принять результаты выборов и избегать вызывающих разногласия и ненависть практик политической борьбы. 

По мнению исследователей, подробно изучивших этот опыт, он помог не только укрепить поддержку демократии среди потенциальных избирателей, но и способствовал повышению авторитета каждого политика.

Мир меняется, меняются политические технологии. Сегодня победителем становится тот, кто умеет донести свои взгляды и ценности не на языке вражды и ненависти, а на языке демократии, поддержки и эмпатии. 

Политическая конкуренция должна не разобщать общество на враждующие группировки, а консолидировать на решение общих проблем. 



«« | »»
Последние новости