Наука Казахстана

СТРАТЕГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

26.03.2021

1323

Магауова А.С., доктор педагогических наук,
профессор, КазНУ им. аль-Фараби


Актуальность проблемы инклюзивного образования

В Послании Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева (1.09.20) четко были обозначены приоритетные направления политики государства, среди которых - «поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества, вопросы защиты прав ребенка, противодействие бытовому насилию, создание условий для людей с особыми потребностями». Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития РК.
В связи с этим, одной из стратегий в государственной образовательной политике Республики Казахстан стала реализация идей инклюзивного образования, предполагающее обучение детей с учётом разнообразия особых образовательных потребностей.

Международные документы основополагающие в политике инклюзивного образования

Являясь членом международного сообщества, Казахстан полностью поддерживает основополагающие принципы равных прав на образование для всех детей, изложенные в международных документах в области прав человека, принятых в последние десятилетия ЮНЕСКО и ООН: «Всеобщая декларация прав человека», «Саламанская Декларация и др.». Казахстан стал 137 страной в мире, присоединившейся к “Конвенции о правах инвалидов” ООН (декабрь 2008 г.) и таким образом, принял на себя обьязательство по обеспечению прав инвалидов в вопросах доступа к труду, правосудию, образованию, здравоохранению, предоставлению мобильности.

Законодательно-нормативные основы инклюзивного образования в РК

Следует отметить, что равный доступ детей с ОВЗ к образованию гарантируется Законом РК «Об образовании». Важнейшим документом является Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», где была разработана система поддержки детей с ООП, направленная на получение ими качественного образования; создание комфортной среды обучения и воспитания для всех детей, не зависимо от их психических и физических возможностей.
В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» запланировано «обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям». Индикатор реализации этой цели: доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, к 2020 году должна составлять 70% от общего числа, доля дошкольных учреждений – 30%

Какой вклад вносит в подготовке специалистов для инклюзивного образования КазНУ им. аль-Фараби?

Осознавая важность решения проблемы инклюзивного образования и подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов мы особое внимание уделяем этому направлению. Так, 2019 г. на базе кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ имени аль-Фараби в магистратуре была открыта специальность «Современные технологии в условиях инклюзивного образования». В этом новом 2020/2021 учебном году мы сделали набор на новую специальность 7M01106 «Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования». Подготовка научно-педагогических кадров в сфере инклюзивного образования по данной специальности осуществляется совместно с Казахским Национальным медицинским университетом имени С.Д. Асфендиярова.

Материал подготовлен Т.Садыровой


«« | »»
Последние новости
17.05.2021 Проекты и программы, реализованные в рамках грантового финансирования по конкурсу МОН РК на 2018-2020 гг.
06.05.2021 Казахстанская наука в годы Второй мировой войны
27.04.2021 Профессор Дудкин: «Я считаю, что понятия «ученый», «изобретатель» и «конструктор» – неразделимы»