Вклад Алматы в эмиссию парниковых газов в общем объеме по Казахстану составляет 14%
Учеными Казахстанско-Немецкого университета под руководством к.б.н. Н. Ибрагимовой проведена оценка эмиссии поступления СО2 автомобильным транспортом г. Алматы и определен уровень накопления вредных элементов и тяжелых металлов в почве вдоль автомагистралей. Исследование с использованием косвенных методов было проведено в 2015 г.
Учеными установлено, что вклад Алматы в эмиссию парниковых газов в составляет 14% в общем объеме поступления по Казахстану. Наибольшие концентрации кислотных оксидов и тяжелых металлов обнаружены в почве в «нижней части» города.
К сожалению, как констатируют ученые, Алматы по праву занимает лидирующее положение по выбросам парниковых газов в центрально азиатском регионе.
Известно, выбросы газов транспортных средств являются основными источником загрязнения и рассматриваются как главный поставщик парниковых газов. Проблема атмосферного воздуха в Алматы является актуальной, согласной оценке ученых 80% вредных выбросов в атмосферу города производит именно транспорт.
По результатам исследования статданных определено, что в Алматы доля автомобилей с объемом двигателя 1500—2000 см3 составило 52,3% из общего числа транспортных средств. При этом значительное количество автомобилей старше 10 лет. С увеличение срока эксплуатации автомобиля возрастает количество выбросов в атмосферу. В час «пик» на перекрестках Фурманова/аль-Фараби составляет 10685, Райымбека/Розыбакиева — 11060 транспортных средств в час.
На основе анализа экологической ситуации в Алматы предлагается создание экологических зон малым выбросом, запрещение въезда наиболее загрязняющего транспорта. Другим эффективным способом является, по мнению исследователей, стратегия синхронизации светофоров. В то же время на практике реализуется проект по оптимизации городской транспортной системы за счет запуска экологически чистого общественного транспорта в Алматы.
Баглан Кулумбаева,
Отдел по связям с общественностью АО «НЦГНТЭ»