Новости науки

Профессор из Сирии, д-р Талал Аввад в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

21.06.2017

19033

Доктор Талал Аввад – о международном геотехническом семинаре «Геотехническая инфраструктура мегагородов и новых столиц», мировых тенденциях подготовки научных кадров и развитии науки в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.
На базе Евразийского национального университета пройдет Международный геотехнический семинар «Геотехническая инфраструктура мегагородов и новых столиц» («Geotechnical Infrastructure of Megacities and New Capitals»). Семинар проводится под эгидой технического комитета ТС-305 при Международной ассоциации механики грунтов и фундамента ISSMGE.
Накануне столь масштабного мероприятия мы поговорили с заместителем председателя оргкомитета семинара, советником ректора ЕНУ им. Л.Н. Гумилева по науке, приглашенным профессором из Сирии, доктором PhD Талалом Аввадом (Talal Awwad). В своем интервью он рассказал о предстоящем геотехническом семинаре, мировых тенденциях подготовки научных кадров, а также поделился своим взглядом на развитие науки в Евразийском национальном университете.
Участие крупных ученых из разных стран мира внесет свой вклад в развитие геотехнической науки Казахстана. Это будет хорошая возможность для наших магистрантов и докторантов, чтобы узнать, как развивается наука в данном направлении. А также определить для себя область научных исследований, в которой они могут продолжить свои изыскания, необходимые и востребованные для строительства новой столицы Астаны и во всем Казахстане.

– Расскажите о предстоящем геотехническом семинаре. Какие задачи стоят перед участниками?
– 21 июня 2017 года в Евразийском национальном университете состоится международный геотехнический семинар под названием «Геотехническая инфраструктура мегагородов и новых столиц» («Geotechnical Infrastructure of Megacities and New Capitals»). Эта тема актуальна для Астаны как новой столицы и как мегагорода, который строится в быстром темпе. В связи с этим, участие крупных ученых из разных стран мира внесет свой вклад в развитие геотехнической науки Казахстана. Это будет хорошая возможность для наших магистрантов и докторантов, чтобы узнать, как развивается наука в данном направлении. А также определить для себя область научных исследований, в которой они могут продолжить свои изыскания, необходимые и востребованные для строительства новой столицы Астаны и во всем Казахстане.
В конференции примут участие ученые из Японии, Тайваня, Южной Кореи, Австрии, Турции, США, Беларуси, Сирии и других стран.
Цель предстоящего геотехнического семинара – расширение связей и сотрудничества между Евразийским национальным университетом и международными научными и исследовательскими центрами, научными организациями.
Стоит отметить, что данный международный семинар состоится на базе ЕНУ им. Л.Н. Гумилева в рамках специализированной выставки ЕХРО, которая проходит в Астане на тему «Энергия будущего», и в рамках Всемирного Конгресса инженеров и ученых WSEC-2017 «Энергия будущего инновационные сценарии и методы их реализации», проводимого Национальной инженерной академией Республики Казахстан 19-20 июня. Кроме того, семинар организован в рамках технического комитета ТС-350 при ISSMGE – Международной ассоциации по механике грунтов, оснований и фундаментов. Нужно еще раз подчеркнуть активное участие Казахстана в данной международной ассоциации. Профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Аскар Жусупбеков, который сегодня является президентом Геотехнической ассоциации Казахстана, а также был вице-президентом ISSMGE по Азии, сейчас претендует на пост президента данной международной ассоциации. Мы надеемся на его успех.
На семинаре будут затронуты разные научные аспекты, обсуждаться различные тематики, примеры. Ученые смогут получить хорошие выводы, рекомендации по результатам проведенных дискуссий на данном семинаре.
– Студенты тоже могут принять участие в данном семинаре?
– Конечно, студенты могут присутствовать, принимать участие в дискуссии. Но, в основном, это будет интересно для магистрантов и докторантов, которые уже занимаются научной работой. Как видите, здесь идет подача не обыкновенных знаний, а именно научной информации. Это именно наука.
– Заинтересованы ли студенты в продолжении своих научных исследований?
– Я преподаю для магистрантов и докторантов архитектурно-строительного факультета два интересных курса. Первый по сейсмической геотехнике, второй – про проведение лабораторных и полевых геотехнических экспериментов в соответствии с европейскими стандартами. Оба курса – на английском языке. Конечно, обучающиеся заинтересованы и проявляют большую инициативу. Они хотят получить новые знания. Вообще я могу сказать, что в магистратуре и докторантуре PhD остались именно те студенты, которые хотят сами для себя что-то сделать, и они хотят учиться.
Хорошо подготовить детей в школе – это просто необходимо, чтобы они могли критически мыслить. Не только получать знания и зубрить информацию, а подходить к ней критически. Но что более важно – это то, что в наших руках. Это подготовка наших бакалавров. Чтобы они тоже не только получали знания, а были ближе к науке.
– Буквально 3-4 года назад мы начали говорить о синтезе образования, науки и производства. Еще со школы ученики выполняют какие-то научные проекты, защищают их на республиканском и международном уровне, выигрывают гранты на обучение в вузе. Лет десять назад такого не было. Получается, у современных школьников научная стезя начинается со школы. Не рано ли это?
– В принципе, это мировая тенденция. Мы обязательно должны пройти этот путь. Хорошо подготовить детей в школе – это просто необходимо, чтобы они могли критически мыслить. Не только получать знания и зубрить информацию, а подходить к ней критически. Но что более важно – это то, что в наших руках. Это подготовка наших бакалавров. Чтобы они тоже не только получали знания, а были ближе к науке. Это как раз важно в плане намерений нашего университета перейти в статус научно-исследовательского вуза.
Мы должны подготовить элитные научные кадры. К чему мы придем в идеале? К тому, что, когда мы подготавливаем бакалавров, мы уже думаем о том, что данный выпускник в будущем станет нашим магистрантом, а потом будет продолжать свою научную деятельность в докторантуре PhD.
Для этого необходимо уменьшить грань между исследованием и дипломным проектом. То есть в каждой дипломной работе должна быть какая-то часть исследований. Это я говорю именно о бакалавриате, а не о магистрантах и докторантах, где это само собой разумеется. Подчеркну – именно о бакалавриате. Нужно также уменьшить грань между преподавателем и ученым. То есть каждый преподаватель должен быть искателем, исследователем. Если это будет так, то преподаватель может передать широкие знания, навыки своим студентам. И студенты, получается, умеют уже не просто что-то делать, но и начинают развивать науку.
Конечно, в нашем университете нужно перейти к проведению научных исследований. То есть будет не чисто академическая, образовательная работа, а именно научно-исследовательская деятельность. Над этим работают все. Все этого хотят. Надеюсь, мы дойдем до результата, тем более что это важная черта для осуществления перехода в научно-исследовательский университет. Мы должны подготовить элитные научные кадры. К чему мы придем в идеале? К тому, что, когда мы подготавливаем бакалавров, мы уже думаем о том, что данный выпускник в будущем станет нашим магистрантом, а потом будет продолжать свою научную деятельность в докторантуре PhD.
Конечно, и это немаловажно, в практике нашего университета нет так называемой пост-докторантуры. Что, я вижу, очень важно для ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Почему? Потому что в процессе подготовки от докторанта требуется выполнить определенный объем, который он старается в течение трех лет усвоить, и выйти, наконец, на защиту. Ну а дальше что? Мы получаем уже хорошо подготовленного научного исследователя, который не знает, куда ему пойти дальше. И, в основном, они становятся обыкновенными рядовыми преподавателями. И это очень жалко. Зачем мы готовили хороший научно подготовленный кадр, который может решить научные проблемы, может самостоятельно их ставить и решать, а затем потом просто на бегу читать лекции и вести практические занятия? Пост-докторантура как раз выход. Я считаю, она необходима. Данный вопрос сейчас обсуждается руководством университета, и, думаю, мы найдем выход из этой ситуации. Мы стремимся к увеличению числа присужденных университетом степеней PhD докторов. Это важный параметр. Сколько мы выпускаем PhD и по каким направлениям?


Конечно, это важно, что задачи, поставленные перед учеными, в основном, направлены на решение производственных задач. Что это нам дает? Во-первых, такая наука будет нужна для развития экономики Казахстана. Во-вторых, это может принести доход университету. Если мы решаем производственную задачу, то за это могут платить. И тогда наука будет развиваться не только за счет государственных грантов, что очень важно, но и за счет вложений частного капитала.
То есть мы должны создать эндаумент-фонд, который будет действовать вместе с государственными затратами на научные исследования. Это увеличит общие затраты на научные исследования. Данный фактор мы должны развивать и развивать. И развивать так, чтобы наука двигалась вперед, а мы могли внести хороший вклад в мировую науку. Я думаю, что ученые ЕНУ на это способны, и что у нас очень хороший потенциал. Его нужно использовать правильно, чтобы прийти к хорошим решениям.
Что я имею в виду под словами «использовать правильно»? Это значит, что зачастую наука развивается в различных направлениях, и поэтому делается небольшой вклад в каждое из них. Необходимо, чтобы каждая кафедра, каждый факультет имел одно или два направления, по которым будут работать все ученые этих подразделений. И все докторанты, и все магистранты. То есть каждый внесет свой вклад. Каждый рассматривает эту задачу со своей точки зрения, из одного аспекта. В совокупности же будут достигаться хорошие научные результаты по этому данному направлению. Обычно в мировой практике так и делается. Например, факультет будет заниматься сейсмикой, сейсмической геотехникой. Все – и преподаватели, и магистранты, докторанты. Тогда мы увидим ощутимый вклад университета в развитие данного научного направления.
Мне кажется, что рано или поздно мы придем к этому. Сама научная жизнь приведет нас к этому. Потому что наука, которая делается на субъективном параметре, уже, можно сказать, не «в моде». Теперь «модно» работать в коллективе. Даже более того. Нужно говорить о межотраслевой науке, когда одна и та же проблема рассматривается учеными различных направлений, специальностей, и продвигается вперед совместно. Мы уже видим в научной жизни совместные статьи, где участвуют специалисты разных отраслей, решая одну задачу. Такой путь развития науки – оптимален.
В Евразийском национальном университете очень хорошая лабораторная оснащенность. Конечно, мы всегда желаем лучшее. Но то, что сегодня мы имеем, это уже на очень хорошем мировом уровне.
– Создана ли в Евразийском национальном университете атмосфера для взаимодействия научных деятелей различных отраслей?
– Возьмем в пример предстоящий семинар «Геотехническая инфраструктура мегагородов и новых столиц» («Geotechnical Infrastructure of Megacities and New Capitals»). Он узкой направленности, и поэтому в ней примут участие только специалисты по геотехнике. Но в мировой практике есть и межотраслевые конференции. Это межотраслевая наука. Мы к этому придем. И мы уже идем. Да, пока стеснительные шаги. Каждый пытается делать что-то сам. Или каждая кафедра сама. Но научная жизнь, научная практика сама заставит работать вместе, и это даст очень хороший результат.
В ENULAB оборудование находится в распоряжении всех исследователей. И это важно, чтобы ученые разных отраслей знали о том, какая аппаратура может ими использоваться.
В данном направлении в Евразийском национальном университете был предпринят очень хороший шаг. Это открытие ENULAB. ENULAB не занимается одной узкой специализацией, а как раз объединяет все специальности вместе. Можно проводить, допустим, и анализы в химическом направлении, и анализы в строительном направлении, и эксперименты на грунты, и на строительном материале, и т.д. И это будет хорошая площадка для того, чтобы ученые различных отраслей встретились, чтобы знали, какая научная, материально-техническая база есть в ЕНУ.
Кстати, в Евразийском национальном университете очень хорошая лабораторная оснащенность. Конечно, мы всегда желаем лучшее. Но то, что сегодня мы имеем, это уже на очень хорошем мировом уровне. В первую очередь, я говорю о своей специальности.
Есть геотехническая лаборатория, и она оснащена на очень высоком уровне. Например, в ЕНУ имеется прибор для трехосного сжатия с возможностью применения динамической нагрузки. Такого прибора, насколько я знаю, нет во всех странах СНГ. То есть это хорошее достижение не только на уровне Казахстана, но и более того, я могу с почти 100%-й уверенностью сказать, что такого нет и в других соседних странах. Поэтому это очень хорошая возможность. Данный прибор я привел в качестве примера.
В ENULAB оборудование находится в распоряжении всех исследователей. И это важно, чтобы ученые разных отраслей знали о том, какая аппаратура может ими использоваться. Тогда они будут проводить свои научные исследования в тех направлениях, где можно использовать новейшую аппаратуру и получать высокие результаты. Так появится стимул для совместной межотраслевой работы. Например, если в моих исследованиях нужны данные геотехнических приборов, я обращусь за помощью к специалисту-геотехнику. И тогда будет вестись совместная работа. Например, геотехники и химики совместно могут исследовать, как химические свойства грунта могут отразиться на его прочностных характеристиках. Это пример. В ENULAB могут соединяться несколько отраслей, и результаты не заставят себя ждать.
- Спасибо Вам за интересную беседу и желаем удачи в проведении международного геотехнического семинара!

«« | »»
Последние новости