Под Карагандой восстановлен уникальный сакский памятник «курган 37 воинов». Древний комплекс поражает воображение. От большого кургана далеко на восток уходят две каменные гряды, так называемые «усы». Немного севернее дугообразно в линию расположены 37 малых курганов. Возле большого кургана, а также с северной стороны малых сооружений стоят многочисленные каменные менгиры с человеческий рост и выше. Вокруг них – десятки небольших каменных кругов. С какой целью древние степняки все это соорудили два с половиной тысячелетия назад? Какие тайны хранят в себе безмолвные «каменные стражи»? Об этом «Новому Вестнику» рассказывает кандидат исторических наук, археолог Арман Бейсенов.
Два летних сезона он со своей экспедицией работал в степи недалеко от поселка Актогай. В пятидесятых годах прошлого века Центрально-Казахстанская экспедиция во главе со знаменитым казахстанским археологом Алькеем Маргуланом раскопала этот необычный памятник. Прошло более полувека.
- В те послевоенные годы средств не хватало, людей было мало, – говорит Арман Зияденович. – И археологическая методика была далека от совершенства. Сейчас мы ее называем «устаревшей». Тогда раскопанный курган не рекультивировали и не восстанавливали в современном значении этого процесса. Но в последние годы по инициативе областного управления культуры решили этот памятник восстановить. Таковы сейчас современные требования к археологической науке. Если ты раскопал памятник, будь добр – рекультивируй его, облагородь, поставь охранную доску. Иначе сейчас раскопки проводиться не должны. Теперь уже недопустимы разговоры о том, что нет денег обратно закапывать курган. А что же делать с памятниками, раскопанными полвека назад? Людей, которые там работали, давно уже нет. В Карагандинской области эта тема очень актуальна. И хочу отметить, что реставрация ранее исследованных памятников тут на должном уровне. Есть целый список когда-то изученных объектов, восстановленных по инициативе Управления культуры в наши дни.
В роли саков
- Теперь вы вернули комплекс к тому состоянию, которое было в восьмом веке до нашей эры?
- Как было в первозданном виде, две с половиной тысячи лет назад, мы не знаем. Но то, что археологи увидели в начале пятидесятых годов, описывали, запечатлели на фотографиях, отобразили на планах, мы восстановили.
- Каково было состояние памятника до ваших работ?
– Отвалы большого кургана почти уже отсутствовали, поскольку камни и земля использовались на строительство! Мы-то сначала думали, что работы на кургане немного: обратно отвал на место засыплем – и все. Но потом увидели, что курган не набирает нужной высоты – двух с половиной метров. Не могли понять, в чем дело. Потом догадались: камни разобрали на строительство ближайших кошар. В итоге нам пришлось сделать 87 рейсов на тракторе с большой телегой. По ближайшим горам собирали большие булыжники, ломали камни. Скатывали вниз, там складировали. Потом грузили на трактор. Большую часть времени заняла именно доставка камней. Потому что на гору кран не поставишь, трактор не загонишь, все приходилось делать вручную.
- Прямо как в древности!
- Точно! Только у саков вместо трактора быки и верблюды были.
Менгиры
Менгиры – вертикально стоящие грубо обработанные дикие камни. Эти доисторическиее «обелиски» – первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. Они встречаются по всему миру. Но обычно бывают скопления из двух-трех глыб, реже – из нескольких десятков. Впечатляет, что в степи под Карагандой первые исследователи обнаружили группу сразу из 150 менгиров высотой от полутора до трех метров.
- Согласно описанию Маргулана, их было около 150. Но когда мы в прошлом году начали работать, нашли уже меньше ста. Основная часть камней упали. Мы, согласно методике, закладывали широкие раскопы, искали лунки и в них устанавливали камни. Затем сняли общий план и увидели, что эти менгиры выстроены с умом: где полукольцом, где вереницей. Лишь некоторые стоят обособленно.
- Что все это значит?
- Я посмотрел казахстанские материалы, поволжские, южноуральские, алтайские. Менгиры есть везде. Но чтобы на одном месте было сосредоточено более ста, такого нигде нет. И что еще интересно – рядом с менгирами на земле выложены каменные круги. Какой-то особый смысл придавали всему этому саки. То есть это было сакральное место, святилище. Но почему именно это место выбрано? Сейчас это загадка для меня. Комплекс находится на склоне обычной сопки, которая ничем не отличается от других карагандинских сопок. Может, не место, имело значение, а какое-то событие. Но как я уж тут узнаю! Это уникальный памятник, который таит в себе секрет.
Секреты
- Прослеживается ли в расположении глыб связь со сторонами света?
- Нет. Стоп! Здесь со «Стоунхенджем» путать нельзя. Саки были уже гораздо более приземленные, практичные люди, знающие классовый строй.
- И все-таки существует мнение, что курганы с усами – это специальные сооружения, которые фиксируют, к примеру, дни солнцестояния, выполняют функцию солнечного календаря.
- Я хорошо знаю эту тему. Действительно, есть люди, считающие курганы «с усами» обсерваториями, где когда-то наблюдали за небесными светилами. Но я скептически отношусь к подобным домыслам. Курганов «с усами» в Казахстане сейчас насчитывается около 500, большинство их сосредоточено именно в Центральном Казахстане. И это современные данные, с без учета исчезнувших, разрушенных безследно. Столько обсерваторий в одном месте не бывает. В моем понимании курганы с «усами» посвящались проводам души умерших и связаны с целым кругом культов и ритуалов. Важное место тут занимал культ солнца, востока. Вообще, о семантики курганов «с усами» можно говорить много. Это большая, сложная тема. То же самое и с менгирами. Это вертикальная ось мира, мировая гора. Байтерек помните? Это мировое дерево. Тоже вертикально расположено. Существует, к примеру, версия о том, что менгир – это, в том числе, и фаллический символ. Вот стоит древний менгир и вокруг него люди пляшут. Это, если упрощенно картину представить. Но всё это было, скорее, характерно для архаической эпохи, для первобытно-общинного строя. А во времена саков функция менгиров, я думаю, сужается. Их ставили для проведения ритуальных действий, связанных с умершими людьми, с поминками и проводами духов. Конечно, тут на первое место выдвигается статус этих людей, в честь кого ритуалы эти проводились. Это вожди, знатные воины. Ведь саки уже знали классовый строй, они дрались с персами. За свою Родину, за право оставаться тем, кем они были. Люди эпохи бронзы поставили бы один или несколько трехметровых менгиров, каменные круги. Но здесь сакам нужна была именно толпа. Много менгиров. То есть тут, скорее всего, связь с воинским культом.
- А круги тогда зачем? Вы полностью исключаете сексуальный подтекст?
- Идею о том, что менгиры и каменные круги, в числе прочих смыслов, отражают обожествление мужского и женского начал, к сакам надо применять с осторожностью. Первоначально, в древнюю эпоху, возможно, это обожествление имело очень важный смысл. Однако сакам эту архаичную традицию напрямую приписывать уже нельзя. Они многое взяли от эпохи бронзы, но переиначили все это. И все же, вероятно, осталось понимание того, что менгир – это символ мужчины. И тут, скорее всего, больше прав ученик девятого класса, который приезжал к нам на экскурсию из Актогая.
- ?
- В этом году мы уже заканчивали, был сентябрский субботний день. Смотрим: два автобуса. У тех, кто приехал, не было никаких вопросов по поводу памятника, многочисленных менгиров. Они сразу объявили: «А это каменные стражи, охраняют покой древних. Это души погребенных в камне. Они стоят, общаются друг с другом. Стерегут покой вельможи из большого кургана». А один девятиклассник сказал: «Это же древние каменные воины! Тут было побоище». То есть у местного населения нет никаких сомнений. Людям все ясно, потому что им бабушки рассказали. Кстати, мы, ученые, называем этот памятник «Погребально-поминальным комплексом Корпетай» – по названию ближайшей горы. А «курган 37 воинов» – это более ходовое, народное название. Местные считают, что в главном кургане погребен сакский витязь, который охранял родную землю и погиб от ран. Но ведь речь о глубокой древности! Чтобы с тех пор сохранились какие-то воспоминания – это вряд ли, в такое трудно поверить. Вероятно, лишь какая-то часть легенды отражает древнейший пласт. Все остальное – домыслы. Одна из местных жительниц даже утверждала, что ночью нельзя ходить возле менгиров. Мол, дядя ей рассказывал, как однажды уже затемно ехал мимо на тракторе и увидел, что менгиры стоят не на своих местах, все стояли в сторонке, о чем-то «совещались».
- Но вы же ничего аномального не замечали?
- Нет! Абсолютно ничего! Мы жили в поселке в двух километрах. Бывало, ребята устраивали костры неподалеку, делали посвящение молодым. Барышни первого курса визжали от ночного вида камней в лунную ночь: страшно же, когда столбы тени отбрасывают. Но, естественно, все менгиры всегда оставались на своих местах.
- Итак, какова ваша версия назначения менгиров?
- Я больше склонен полагать, что это все-таки «каменные стражи». А из того материала, который изучен, можно сделать несколько выводов. Во-первых, это место погребения, поскольку в курганах, как в большом, так и в малых, найдены нашими предшественниками человеческие кости. Во-вторых, место было особо священным для населения, которое 2,5 тысяч лет назад проживало вокруг горы Корпетай. В-третьих, в большом кургане погребен не рядовой человек. Его размеры, а также каменные «усы» рядом – однозначно признак элиты. Скорее всего, здесь проводились грандиозные поминально-прощальные торжества, отголоском которых являются казахские поминки «ас». В ходе этих процессов были установлены многочисленные менгиры и каменные круги, сооружен курган с «усами».
Источник: zakon.kz