Новости науки

Ирина Черных: Программа PhD в Казахстане: затянувшийся транзит или догоняющее развитие?

16.09.2016

17618

«Казахстан, взяв за основу оценки качества научной работы «западные» стандарты (индексы), не учел того, что его наука находится на периферии современной «большой науки». Такое положение серьезно ограничивает, например, возможность казахстанских ученых публиковаться в западных журналах», – профессор Ирина Черных, специально для CABAR.asia, выявляет проблемы и особенности реализации программы PhD в Казахстане.

Система высшего и послевузовского образования в Казахстане за годы независимости претерпела системное реформирование, которое определялось динамичным социально-экономическим развитием страны, ее вхождением в глобальный рынок, и соответственно необходимостью повышения конкурентоспособности своего человеческого капитала. За более чем двадцатилетний период были сформулированы и продвигаются новые концептуальные подходы («образование на протяжении всей жизни»), в соответствии с которыми была произведена кардинальная смена образовательной модели высшей школы. Республика Казахстан одной из первых на постсоветском пространстве ввела кредитную систему обучения (согласно Болонской конвенции) и перешла на трехступенчатую систему подготовки кадров (высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное/научно-педагогическое образование (магистратура), докторантура PhD). Ключевым звеном в рамках трехступенчатой системы подготовки кадров является программа подготовки докторов PhD, поскольку именно они по своему статусу призваны задавать общий тренд развития науки, продвигать инновационные проекты и, в целом работать на качественную модернизацию страны во всех направлениях. Данный аналитический обзор посвящен актуальным вопросам подготовки докторов философии (PhD) в сфере социальных и гуманитарных наук в Казахстане и определению направлений совершенствования данной программы.

Факторы введения программы подготовки докторов философии (PhD)

Согласно официальной позиции, программа подготовки высших научных кадров в формате докторов философии (PhD) была введена в Казахстане с целью вхождения страны в мировое образовательное пространство в рамках реализации принципов Болонского процесса, а именно – принятия системы сопоставимых академических степеней. При этом докторантура рассматривается как логическое продолжение подготовки специалистов в рамках бакалавриата и магистратуры. Также в качестве мотивации введения степени доктор философии (PhD) указывалась необходимость повышения качества подготовки высших научных кадров за счет включения в нее обязательного образовательного компонента в рамках очной формы обучения. В настоящее время срок обучения в докторантуре составляет не менее трех лет при обязательном освоении не менее 75 кредитов.[1]

Вопрос качества подготовки докторантов также определялся как минимум тремя факторами:

в Казахстане был утерян символический капитал научных работников, заниматься наукой стало непрестижно, фиксировался нарастающий отток специалистов из сферы науки, ученые степени стали присуждаться людям, не вовлеченным в реальный научно-исследовательский процесс – чиновникам и бизнесменам;
в Казахстане в социальной и гуманитарной сфере не сформировалось научных школ, опирающихся на внутреннюю оценку вклада ученого, критерии оценки научных достижений со стороны государственных органов были размыты и стали носить формальный характер;
произошла коммерциализация подготовки научных кадров – система образования стала рассматриваться, прежде всего, как бизнес.
В совокупности все это породило серьезный коррупционный потенциал в системе присуждения научных степеней.

Трехступенчатая структура высшего и послевузовского образования в Казахстане была введена с 2004 г. В экспериментальном формате подготовка докторов философии (PhD) по отдельным специальностям была начата в 2005 г. С 2005 по 2011 г. докторанту, успешно завершившему обучение и защитившему диссертацию, присваивалась академическая степень «доктор философии (PhD)». Правом присвоения этой степени наделялись высшие учебные заведения, которые осуществляли соответствующую образовательную деятельность. С 2011 г. докторантам, закончившим программу обучения и защитившим диссертацию, стали присваивать ученую степень «доктор философии (PhD)». При этом ключевым отличием стало то, что ученая степень присваивается Комитетом по контролю в сфере образования и науки (ККСОН) Министерства образования и науки Республики Казахстан на основании решения диссертационных советов по защите диссертаций на присуждение степени доктора философии (PhD), доктора по профилю.

Схема 1. PhD защиты в Казахстане по специальностям в 2014 г.

Как указывается в Национальном докладе по науке[2] в Казахстане к концу 2014 г. ученую степень доктора PhD имели 1116 человек. Министерство образования и науки Республики Казахстан планировало увеличить за период 2010-2014 гг. количество докторантов PhD до 2220 человек, фактически к 2014 г. диссертацию защитили 878 человек. В разрезе специальностей в 2014 г. преобладали защиты работ по техническим наукам и технологиям – 129 (29,1%), социальным наукам и экономике — 85 (19,18%); гуманитарным наукам — 58 (13,0%), естественным наукам – 51 (11,51%); праву – 33 (7,44%) и здравоохранению и социальному обеспечению (медицина) – 29 (6,54%); образованию — 25 (5,7%). Минимальное количество работ было защищено по сельскохозяйственным наукам (15), ветеринарии (9), услугам (8) и по военному делу (1).[3]

Соотношение систем подготовки специалистов высшей квалификации

Как и любое нововведение, концепция подготовки докторов философии (PhD) вызвала серьезные дискуссии уже на начальном этапе ее реализации. Прежде всего дискуссия затронула идею трехступенчатой системы образования «бакалавр – магистр – доктор философии (PhD)»: того, насколько она целесообразна и более эффективна, чем прежняя, «советская», система «специалист – кандидат наук – доктор наук». Дискуссия касалась сроков обучения на каждой ступени, формата организации подготовки, выработки системы соотношения ступеней в рамках разных систем. Несмотря на активное обсуждение данных вопросов, окончательного решения к настоящему времени здесь не найдено. Так, если сейчас «специалист» в рамках образовательного процесса фактически приравнивается к «бакалавру», то соотношение степеней «кандидата наук», «доктор наук» и «доктор философии (PhD)» остается неопределенным. Фактически, доктора наук, подготовка которых в Казахстане уже не ведется, занимают позицию выше доктора философии (PhD). Так, например, в соответствии с Законом «Об образовании», педагогическим работникам в государственных организациях, имеющих степень кандидата наук и доктора философии (PhD) устанавливается доплата в размере одной месячной минимальной заработной платы, а доктору наук – двух.[4] Тем самым в научной иерархии формируется «закрытая» группа, которая не может пополняться и трансформироваться.

Отсутствие четкой системы соотношения ученых степеней порождает до настоящего момента сложности в ходе признания в Казахстане образовательных достижений того или иного ученого, зафиксированных в зарубежных высших учебных заведениях. Так, человек, получивший ученую степень за рубежом (преимущественно в странах постсоветского пространства), для ее признания в Казахстане сталкивается с необходимостью публикации статей в казахстанских журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. Договор о Евразийском Экономическом Союзе, подписанный в г. Астана 29 мая 2014 г.[5] де-юре гарантирует гражданам государств-членов ЕАЭС прямое признание документов об образовании, но на практике не решает данную проблему. В нем особо оговаривается процедура признания дипломов специалистов, претендующих на деятельность в таких секторах, как педагогический, юридический и медицинский. Чтобы быть допущенными к этим видам деятельности в другом государстве-члене, необходимо проходить установленную национальным законодательством процедуру признания документов об образовании. Такая же практика распространяется и на подтверждение ученых степеней и ученых званий.[6]

Транзитный характер программы PhD и сложности ее развития

Сегодня программа подготовки докторов философии (PhD) в Казахстане стала данностью. На настоящий момент ключевым является вопрос качества подготовки ученых и выработки адекватных критериев оценки эффективности программы PhD докторантуры. Несмотря на то, что Казахстаном была воспринята современная «западная» модель подготовки докторов философии (PhD), качество как обучения специалистов, так и финального продукта – диссертаций – вызывает серьезные нарекания.

Анализ казахстанской модели PhD строится на ее противопоставлении и сравнении с двумя «внешними» подходами, которые так или иначе оказывают не нее влияние:

«советский», предполагавший в научной карьере защиту двух диссертаций – кандидатской и докторской, а также сильное регулирование со стороны государства;
условно «западный», с теми или иными нюансами существующий в США и Европе, а также большинстве других стран мира.
При этом как критики системы, так и ее сторонники опираются исключительно на собственные интуитивные, по сути своей – субъективные, оценки. Причина этого – в том, что на настоящий момент нет серьезного независимого анализа, основанного на количественно-качественных показателях, эффективности и качества казахстанской программы подготовки докторов философии (PhD), в том числе – их диссертаций (во всяком случае автор не смог найти соответствующей информации в открытом доступе).

С одной стороны, данная программа содержит в себе очевидные преимущества, прежде всего – с точки зрения материального обеспечения. Она предполагает финансирование со стороны государства зарубежных стажировок докторантов, включение в учебный процесс занятий, проводимых зарубежными специалистами, со-руководство докторантами со стороны зарубежных профессоров. Также фиксируется меньшая бюрократическая нагрузка при передаче документов в диссертационные советы, а затем – в Комитет по контролю в сфере образования и науки.

Вместе с тем фиксируются существенные проблемы, связанные с «переходным» характером программы подготовки в Казахстане докторов философии (PhD): она продолжает объединять в себе как элементы «советской» системы, так и условно «западной». Остановимся на двух моментах, иллюстрирующих такое положение дел:

Как уже отмечалось, по окончании программы обучения в докторантуре, ее выпускник получает ученую степень «доктор философии (PhD)», которая присваивается государственным органом – Комитетом по контролю в сфере образования и науки. При этом основанием для присуждения степени является набор докторантом необходимого числа кредитов в ходе обучения, докторская диссертация и публикация определенного числа статей в изданиях, определенных Комитетом по контролю в сфере образования и науки. Фактически, государственный орган может контролировать качественные характеристики только двух последних критериев. Образовательный процесс практически полностью передан высшим учебным заведениям в рамках концепции «академической свободы». В совокупности с сохраняющимся государственным финансированием программ по подготовке докторов философии (PhD) и, соответственно, отсутствием реальной конкуренции высших учебных заведений в сфере подготовки докторов философии (PhD) такая ситуация приводит к тому, что сфера, которая в современной философии науки обозначается как «личностное знание», оказывается вне оценки качества подготовки докторов философии (PhD).
Сохраняется «советская» традиция разделения науки на академическую и университетскую. При этом в области социальных и гуманитарных исследований высшие учебные заведения так и не стали центрами научных исследований. Анализ деятельности соответствующих факультетов позволяет выявить следующие тенденции:
отсутствие системной связи между научно-исследовательской деятельностью и внедрением ее результатов в учебный процесс в виде учебных курсов;
падение престижа и значимости научно-исследовательской деятельности среди преподавателей и уменьшение числа преподавателей (особенно молодых), занимающихся научно-исследовательской деятельностью;
отсутствие связи между результатами научно-исследовательской деятельности преподавателя и его заработной платой, которая рассчитывается исходя из его педагогической нагрузки («мне платят за педагогическую нагрузку, поэтому заниматься наукой необязательно»);
сведение научной деятельности, как правило, к подготовке квалификационной работы на соискание той или иной ученой степени. При этом наличие ученой степени у преподавателя не всегда гарантирует высокий уровень его научного исследования и преподавания;
большая аудиторная нагрузка (650-700 часов в год) не позволяет преподавателю разрабатывать все курсы, читаемые им, на основе научного исследования. Затраты на разработку авторского курса (основанного на научном исследовании) несоизмеримо больше, чем на разработку базового обязательного курса.
Проблемным остается и вопрос научного руководства докторантами. Только руководитель, который сам занимается научно-исследовательской деятельностью, может подготовить качественного доктора PhD. В казахстанских вузах на социальных и гуманитарных факультетах практически отсутствует научное исследование как практика. Это не значит, что в университетах нет талантливых ученых-исследователей, просто объем педагогической нагрузки достаточно высокий, к тому же бюрократизация учебного процесса, требования огромного количества разнообразных отчетов, общественная нагрузка (кураторство или эдвайзерство, дежурство в общежитиях и т.д.) требует много времени. Также немаловажным фактором является мотивирование и стимулирование (в том числе материальное) состоявшихся ученых, талантливых педагогов взять на себя ответственность научного руководства докторантами. В последнее время произошло сокращение объемов финансового стимулирования научного руководства докторантами. При этом, если докторант по тем или иным причинам не вышел на защиту, большая часть ответственности лежит на плечах научного руководителя, в том числе и за количество и качество опубликованных статей в журналах с ненулевым импакт-фактором.

До настоящего момента остается нерешенной проблема оттока специалистов из сферы науки. Как указывается в «Национальном докладе по науке», подготовленном Министерством образования и науки Республики Казахстан, «в Казахстане проблема воспроизводства обусловлена низкими темпами роста кадрового научного потенциала, малой абсолютной численностью защищающихся докторов, и тем, что большая часть их находит применение в сферах вне науки».[7] По данным доклада, к концу 2014 г. ученую степень доктора философии (PhD) в Казахстане имело 1116 человек, численность же докторов философии (PhD), занятых научными исследованиями и разработками составляла всего 335 человек или 30,0 %.

Периферийность казахстанской науки и проблема формирования научных школ

Общей проблемой социальных и гуманитарных наук в Казахстане является отсутствие здесь научных школ, как объединения людей, работающих в рамках единого теоретико-концептуального подхода, единой методологии. В лучшем случае можно говорить о «квазишколах»: ситуации, когда несколько человек защищались под руководством одного профессора и в рамках сходной тематики. Это приводит к тому, что уровень теоретического осмысления и методологического обоснования исследований докторантов остается недостаточным, чтобы соответствовать критериям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD).

Результаты исследовательского процесса, как правило, представлены в виде описательных текстов, в которых декларируемые выводы не подкрепляются теоретико-методологической базой и, соответственно, не могут быть ни верифицированы, ни фальсифицированы, как того требуют стандарты научного исследования.

В вопросах сравнения казахстанской модели с «западными», важное значение имеет структурирование современной «большой науки» по линии центр-периферия. Казахстан, взяв за основу оценки качества научной работы «западные» стандарты (индексы), не учел того, что его наука находится на периферии современной «большой науки». Такое положение серьезно ограничивает, например, возможность казахстанских ученых публиковаться в западных журналах. Основными препятствиями на этом пути становятся непризнанность за рубежом казахстанских «квазишкол», несоответствие статей «западным стандартам (с описанием методологии исследования, формулированием гипотез, а также – изложением их доказательной базы и четкой аргументации), низкое качество академического языка (главным образом – английского).

Но есть и внутренние проблемы с публикацией научных результатов. Казахстанские журналы, входящие в Перечень научных изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки для публикации основных результатов научной деятельности (публикация в которых необходима для допуска к защите диссертации), зачастую не соответствуют какому-либо минимальному уровню как с точки зрения формальных критериев, так и с точки зрения содержания. В данных журналах широко распространенной является практика публикаций статей за плату, взимаемых с автора (одним из немногих исключений являются журналы, издаваемые Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, в которых публикации статей осуществляются бесплатно). При этом, публикуемые статьи не проходят реального рецензирования. Более того, эти журналы не соответствуют критериям журналов, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (ISI Web of Knowledge, Thomson Reuters) ненулевой импакт-фактор или входящим в базу данных компании Scopus. Востребованность этих журналов у научного сообщества за редким исключением остается крайне низкой – их просто не читают, что приводит к отсутствию конкурентной академической среды с открытыми научными дискуссиями.

В сложившейся ситуации, публикация научных статей в казахстанских журналах становится формальным требованием, не повышающим узнаваемость молодого ученого, но, при этом, создающим на него дополнительное финансовое давление.

Выводы и рекомендации

Таким образом, можно утверждать, что в целом правильное решение о введении в Казахстане трехступенчатой системы образования «бакалавр – магистр – доктор философии (PhD)» находится в транзитном состоянии. Это приводит к тому, что сохраняется ряд проблемных точек, которые требуют своего решения с целью повышения эффективности программы по подготовке докторов философии (PhD).

Одной из ключевых задач Министерства образования и науки в настоящее время, по мнению автора, является работа с формированием конкурентной академической среды и научных дискуссий, которая должна опираться на научные журналы (в первую очередь, на отечественные). В этом направлении целесообразно:

разработать национальный индекс научного цитирования (по аналогии, например, с Российским индексом научного цитирования) – национальную библиографическую базу данных научного цитирования, аккумулирующую публикации казахстанских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций;
обеспечить включение в Перечень научных изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки для публикации основных результатов научной деятельности, только тех изданий, которые проводят реальное независимое рецензирование принимаемых к публикации статей;
инициировать и поддержать развитие казахстанских научных журналов с целью их включения в базы данных компании Scopus и, затем, Thomson Reuters.
Поскольку Министерство образования и науки в лице Комитета по контролю в сфере образования и науки остается ключевой структурой по присуждению ученой степени доктора философии (PhD), оправданным будет его более активное вмешательство в формирование учебных планов подготовки докторантов. Так очевидна необходимость включения в них курсов по навыкам академического письма, дисциплин по методологии научного исследования и обязательных методологических семинаров, в рамках которых докторанты разрабатывали бы собственную методологию исследования по конкретной тематике и публично ее защищали.
Уже в начале реализации программы подготовки докторов философии (PhD) стала очевидной необходимость разработки института пост-докторантуры, который представлен практически во всех зарубежных университетах. Данный механизм может стать одним из наиболее эффективных стимулов сохранения мотивации у докторов философии PhD развивать университетскую науку.

Проблемным остается вопрос финансирования обучения в докторантуре. Если до последнего времени оно осуществлялось исключительно за счет государства, то в настоящее время докторант может обучаться за счет средств заинтересованного предприятия или иной структуры. Однако это не снимает вопроса, по каким критериям отбирается то или иное высшее учебное заведение для получения государственного финансирования. Предполагается, что было бы целесообразно разработать и внедрить независимый рейтинг университетских программ докторантуры PhD, который мог бы служить ориентиром как для абитуриентов, так и для Министерства образования и науки при распределении финансирования.

Использованная литература:

[1] Правительство Республики Казахстан. Постановление от 23 августа 2012 года № 1080 Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования (с дополнениями по состоянию на 13 мая 2016 года)

[2] Национальный доклад по науке. Астана,2015.// http://sc.edu.gov.kz/697/?L=0

[3] Национальный доклад по науке. Астана,2015. – С.48-49// http://sc.edu.gov.kz/697/?L=0

[4] Республика Казахстан. Закон от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 9 апреля 2016 года)

[5] Договор о Евразийском Экономическом Союзе, 29 мая 2014 г.// (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/)

[6] Договор о Евразийском экономическом союзе, 29 мая 2014 г., Раздел XXVI «Трудовая миграция», пункт 3, статья 97.

[7] Национальный доклад по науке. – Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия наук Республики Казахстан, 2015.

Автор: Ирина Черных, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, д.и.н., профессор (Казахстан, Алматы).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции CABAR.asia


Источник: cabar.asia

«« | »»
Последние новости