СДЕЛАНО В КАЗАХСТАНЕ: В Атырау принят в эксплуатацию комплекс по производству бензола и параксилола
На Атырауском НПЗ Государственной приемочной комиссией приняты в эксплуатацию технологические установки - объекты первого пускового комплекса по производству ароматических углеводородов. Их мощность - 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год, если комплекс будет работать на выпуск нефтехимической продукции.
Но при необходимости комплекс может работать и в топливном варианте, выпуская компоненты высокооктанового бензина. О том, как создавался комплекс, что он даст нефтеперерабатывающему заводу и в целом Казахстану, по просьбе корреспондента Казинформа рассказывает генеральный директор предприятия Кайрат УРАЗБАЕВ.
-Кайрат Кулымович, как долго велось сооружение комплекса?
-4 сентября 2010 года состоялась официальная церемония закладки первого камня в фундамент строительства КПА. В октябре 2010 года началась практическая реализация проекта. 25 декабря 2014 года на Общенациональном телемосте Глава государства Нурсултан Назарбаев дал разрешение на начало пуско-наладочных работ. 3 июля 2015 года была получена первая партия бензола. 2 октября 2015 года был получен параксилол. В списке объектов, одобренных госкомиссией, установка каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора, производительностью по сырью 1 млн. тонн в год, установка экстракции бензола и толуола.
-Схема построенного комплекса гибкая и позволяет работать по двум вариантам: топливному и нефтехимическому. Можно это пояснить как-то более популярно?
-Топливный вариант предусматривает возможность максимального производства высокооктановых бензинов. Нефтехимический же вариант направлен на производство бензола и параксилола. Инновационные технологии производства позволяют довести качество выпускаемого на АНПЗ автомобильного бензина до уровня экологических классов К3, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза, снизить уровень бензола в нем до 1%. Объекты первого пускового комплекса способствуют улучшению экологической обстановки за счет снижения в автомобильном бензине содержания бензола и ароматических углеводородов.
После сдачи в эксплуатацию объектов первого пускового комплекса будет достигнут ряд задач: увеличение мощности вторичных процессов; увеличение производства водорода, необходимого для установок гидроочистки и повышения качества продукции; коренная реконструкция технологических мощностей для выведения их на современный технический уровень и обеспечения Казахстана качественными моторными топливами. На комплексе созданы 277 новых рабочих мест.
-Насколько известно, в первое время комплекс будет работать по топливному варианту. Когда казахстанцы получат первый высокооктановый бензин, выработанный благодаря комплексу?
-Эффект от комплекса будет получен уже в этом году: ожидается, что по итогам года предприятие поставит на рынок на 234 тыс. тонн бензина больше, чем в прошлом году.
-Есть ли варианты реализации на внутреннем или внешнем рынках нефтехимической продукции - бензола и параксилола?
-Такие комплексы в настоящее время имеют только развитые страны. Атырауский - самый современный и крупный на территории СНГ завод. Поэтому можно констатировать, что Казахстан твердо вступает на нефтехимический путь развития. Востребованность в бензоле и параксилоле есть. В Министерство энергетики поступило несколько предложений о налаживании сотрудничества по поставкам бензола и параксилола. Прорабатываются варианты его дальнейшей переработки в кислоты, волокна, что подтолкнет к развитию малого и среднего бизнеса.
-Какова ситуация с реализацией еще одного крупного инвестиционного проекта - создания комплекса глубокой переработки нефти?
-Строительство идет по плану, достаточно динамично. К сентябрю 2016 года планируется завершение механической части проекта. А дальше потребуется некоторое время на пуско-наладочные работы. После того, как комплекс заработает и выйдет на запланированные мощности, Атырауский нефтеперерабатывающий завод даст Казахстану самый большой прирост высокооктанового бензина из всех трех заводов.
При этом - что самое важное - со временем на заводе будет выпускаться только топливо стандарта Евро-5, что благотворно отразится на экологии.
Автор: А. Соколов
Источник: inform.kz