Инженеры на атомной электростанции в Фукусиме готовятся извлечь первые топливные стержни из поврежденного отсека одного из реакторов. Всего стержней там более тысячи.
Для стабилизации обстановки на объекте это необходимый, но рискованный шаг. Сейчас стержни находятся в бассейне-хранилище четвертого блока атомной станции, но их состояние вызывает опасения.
Топливные стержни были повреждены в результате взрыва на станции, последовавшего за мощным землетрясением и цунами в марте 2011 года.
Перемещение их в безопасное место с самого начала было заявлено в качестве приоритетной задачи, но сделать это стало возможно только после многих месяцев восстановительных работ на станции и тщательного планирования.
Один из высокопоставленных японских чиновников сказал мне: "Это будет очень сложно. Но мы должны это сделать".
Экстренные меры
Топливные стержни – это четырехметровые трубы, внутри которых находятся урановые "таблетки". Возможно, некоторые из них были повреждены в результате аварии.
Когда цунами достигло японского берега, вода затопила дизельные генераторы, служившие резервными источниками питания для реакторов. На трех реакторах произошло расплавление ядерных топливных элементов.
По случайному совпадению, в это время проводилось техническое обслуживание четвертого блока, а потому все его топливные элементы находились в хранилище. Тем не менее, из-за повышения температуры в соседнем реакторе в четвертом блоке вырос уровень водорода, что, как полагают, и привело к взрыву.
Сразу после этого возникли подозрения, что взрыв повредил хранилище четвертого блока. В качестве экстренной меры власти решили задействовать вертолеты и пожарные системы для доставки воды к хранилищу. Во что бы то ни стало, уровень воды в хранилище нужно было сохранить прежним.
Ключевой принцип безопасности на атомной станции состоит в том, чтобы топливо постоянно находилось под водой. Контакт с воздухом приводит к повышению температуры в реакторе и началу неуправляемых процессов.
Операция по извлечению топливных стержней будет очень непростой.
Представитель министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП) сообщил мне, что топливные стержни будут подниматься отдельными порциями по 22 штуки в контейнерах, наполненных водой.
Сделано это будет с помощью нового подъемного крана, установленного недавно вместо разрушенного старого.
Насколько я понимаю, извлечение каждой порции стержней займет от семи до десяти дней.
Два главных вопроса на сегодняшний день – повреждены ли стержни и, соответственно, вероятна ли утечка топлива, а также сохранят ли контейнеры герметичность, так чтобы стержни ни при каких условиях не контактировали с воздухом.
МЭТП признает: риск существует. Возможна утечка радиации. Кроме того, поднимаемые контейнеры могут сорваться и упасть.
Министерство уверяет, что подготовлено все, чтобы возможные проблемы можно было быстро и эффективно решить. Предусмотрены дополнительные тросы, чтобы держать груз, а также механизмы, которые будут задействованы в случае перебоя в подаче электроэнергии.
Источник: bbc.co.uk