В современной школе давно созрело понимание, что необходимо систематизировать профориентационную работу. Педагоги осознают необходимость изменения подхода к профориентации, но зачастую не могут взяться за решение этого вопроса из-за того, что не разработаны методики, и нет практики системной профессиональной ориентации старшеклассников.
В школе отсутствуют профдиагностика учащихся, сведения о востребованных специальностях на рынке труда, информация о современных профессиях (специфике деятельности, возможностях для будущего трудоустройства специалиста и др.), специальная подготовка школьных психологов к проведению профориентационной работы.
Палата предпринимателей ЗКО выработала определенный алгоритм действий в этом направлении. Открыты 15 профориентационных кабинетов, систематически проводятся экскурсии школьников на предприятиях города и области, разработан цикл классных часов и бесед по профориентации. Так, в течение 2014-2015 учебного года были организованы экскурсии для выпускников школ и колледжей города на завод «Зенит»», АО «Уралагрореммаш», ТОО «Казармапром», ТОО «Кублей», АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» и т.д.
Палата предпринимателей совместно с областным управлением образования подписали план профориентационной работы для школ и колледжей области.
В план работы включены: открытие профориентационных кабинетов, организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики обучающихся, организация взаимодействия с социальными партнерами, проведение экскурсий на предприятия города и области, организация ярмарок вакансий, «Дней открытых дверей» и другие мероприятия.
Также экспертами палаты подготовлены планы классных часов по профориентации выпускников школ и колледжей, которые должны помочь школьникам раскрыть свои таланты, определиться с той профессиональной сферой знаний, где бы он смог реализовать весь свой потенциал, применить свои знания, умения и навыки.
– Я убеждена, что без системной работы мы не сможем поднять профориентацию на должный уровень, – говорит заместитель директора по социальным вопросам палаты предпринимателей Айгуль Абулкаирова. – А для систематизации, прежде всего, необходим государственный подход. Мы спохватываемся о профориентации в лучшем случае в старших классах средних школ, а то и вовсе в выпускном классе. А говорить о рабочих профессиях нужно детям еще в дошкольных заведениях. Причем, проводить не только специальные беседы и экскурсии с детьми и их родителями, а говорить через книги, песни, мультфильмы, через все возможные и доступные каналы коммуникации. Затем эта работа должна плавно переходить в школы, меняя методики и средства, исходя из возрастных особенностей детей.
В целях обучения профориентационной работе заместителей директоров по воспитательной работе школ и колледжей города и области палата предпринимателей проводит тематические семинары. Один из таких семинаров на тему «Роль школы в формировании личности и самоопределении учащихся» прошел на базе СОШ №21, где был открыт один из первых профориентационных кабинетов.
– Нужна настоящая, системная профориентация. Задача системы образования – помочь учащимся самоопределиться и самореализоваться, – поделилась опытом заместитель директора по воспитательной работе СОШ №21 Галина Искакова. – Это обязательно нужно проводить на этапе средней школы. Но для этого нужно определить предрасположенность каждого ребенка к тем или иным знаниям, сферам. Нужна индивидуальная работа с каждым учащимся. Конечно, остро ощущается недостаток новых методик, активизирующих самоопределяющихся школьников, побуждающих их к развитию своих талантов на благо своей страны и всего общества. Но ждать, когда они появятся, мы не можем. Поэтому ищем сами, какие-то методики разрабатываем своими силами.
Эксперты палаты предпринимателей рекомендовали заместителям директоров по воспитательной работе регулярно проводить профдиагностику учащихся, открывать профориентационные кабинеты, где в обязательном порядке должны быть сведения о востребованных специальностях на рынке труда в регионе, информация о современных профессиях, сведения о предприятиях области и свободных вакансиях, а также информация о перспективных направлениях экономического развития региона и связанной с этим потребностях в кадрах.
Алевтина КУЗИНА
Источник: priru.kz