В Казахстане внедряется автоматизированная система мониторинга деформаций ответственных сооружений
Один из проектов, который успешно реализует АО «НК Қазақстан Ғарыш Сапары» - это создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации (СВСН).
В рамках данного проекта специалистами компании была разработана автоматизированная система мониторинга деформаций ответственных сооружений.
В качестве объекта мониторинга, использовалась автодорожная эстакада по шоссе Алаш (г. Астана), на которой было установлено и в настоящее время проходит испытания соответствующее оборудование.
Как рассказал «Казинформ» начальник отдела дифференциальной коррекции и мониторинга Центра СВСН Дмитрий Зернов, данная система предназначена для постоянного мониторинга стабильности объекта путем позиционных измерений (сбор данных по деформации и напряженному состоянию элементов конструкции).
В состав системы входят геотехнические датчики, навигационное оборудование, геодезические приборы, вычислительное и телекоммуникационного оборудование, а также специализированное программное обеспечение, обеспечивающее сбор и обработку полученных данных в реальном масштабе времени.
Автоматизированный мониторинг ответственных сооружений (мосты, дамбы, высотные здания и т.д.) в последнее десятилетие становится стандартом, применяемым в развитых странах мира, при строительстве и эксплуатации ответственных сооружений.
В Республике Казахстан с 2010 года действуют утвержденные строительные нормы и правила (СНиП 3.02-05-2010), регламентирующие применение прогрессивных технических решений и научных методов в обеспечении качества безопасности строительных объектов путем внедрения автоматизированных систем мониторинга. В соответствии с данными правилами автоматизированному мониторингу деформационного состояния подлежат ответственные сооружения: мосты, дамбы, плотины, гидротехнические сооружения, крупные промышленные объекты и т.д.
На сегодняшний день, стоимость создания подобных систем может достигать 90 миллионов тенге, и даже больше. Точные затраты на создание системы возможно определить только после обследования объекта мониторинга.
Согласно проведенному анализу количества и видов мостовых сооружений, в Казахстане насчитывается более 1500 видов различных мостов, 290 из которых построены до 1970 года.
К сожалению, надежность мостовых сооружений с каждым годом снижается, и степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций растет. Кроме того, существуют риски обрушения в процессе самого строительства объекта. Проведенный анализ аварий и происшествий с мостовыми конструкциями в странах СНГ в период 2006-2013 гг. показал, что из 71 исследованного случая – 68 относятся к авариям мостовых сооружений. Из этого числа 42 аварии имели тяжелые последствия с частичным разрушением конструкции и человеческими жертвами, что считается аномально высоким показателем (в среднем 7 серьезных аварий в год).
Одним из наиболее тяжелых случаев признано обрушение в 2009 году пролета строящегося моста в Атырау. Рухнувший мост, унес жизни 8 человек. Сумма ущерба 1 млрд.314 млн. тенге.
Что касается материальных затрат, то для сравнения можно привести сумму ущерба, который был нанесен вследствие прорыва плотины в Кызылагаше. Трагедия унесла жизни 43 человек, а материальный ущерб составил более 9 миллиардов тенге. Это стоимость создания 100 объектов мониторинга в 90 миллионов тенге.
Наша задача – создать автоматизированные системы мониторинга, которые смогут послужить отличным инструментом для организаций эксплуатирующих ответственные сооружения, в прогнозировании и своевременном предупреждении соответствующих органов о возможной катастрофе, тем самым не допустить потери человеческих жизней и избежать больших материальных затрат.
Источник: gharysh.kz