Сотрудники Университета КИМЭП провели исследование «Анализ образовательного неравенства в Алматы» среди учащихся общеобразовательных школ города.
«Как известно основа сокращения социального неравенства в стране - экономический рост. Важным фактором экономического роста является высокий уровень образования в стране. Объектом исследования нашего проекта стали учащиеся государственных общеобразовательных школ Алматы, поскольку город является самым крупным, густонаселенным, с высоким темпом урбанизации. В то время как мегаполис продолжает расти за счет присоединения соседних населенных пунктов, система образования сталкивается с различиями между школами, выражающемся в неравенстве инфраструктуры, количества классов, доступа к выбору образовательных ресурсов и т.д.», - сказала один из авторов проекта, координатор магистратуры центра языков Университета КИМЭП Эн Элиз.
По ее словам, данные для исследования были получены посредством анкет, составленных на казахском и русском языках. В опросе приняли участие учащиеся 9-11 классов 29 школ семи районов города - всего 2 954 ученика.
Так, 60% респондентов в русскоязычных школах родились в Алматы, в школах с казахским языком, наоборот, 60% - приезжие из других регионов. При этом выпускники казахских школ сильно зависят от государственных грантов, поскольку связывают себя именно с учебой в отечественных вузах. Также, согласно опросу, мальчики менее заинтересованы в продолжении образования, что в принципе соответствует общемировой тенденции.
«Более 50% опрошенных утверждают, что большей частью их воспитанием занимаются мамы. 20% респондентов отметили, что их воспитывает только мама, то есть неполная семья», - рассказала сотрудник вуза Жулдыз Смагулова.
Также исследование выявило, что дети из центральных районов города посещают различные дополнительные занятия, будь то репетитор, музыкальный класс или спорт в более раннем возрасте. 40% всех опрошенных заявило, что не читают книг для удовольствия.
«В свете полученных данных видится, что необходимо повышать доступность важной информации, изучать причины гендерного неравенства, ведь в любом обществе, если мужчина малообразован, он не сможет претендовать на высокооплачиваемую работу, быть кормильцем, достойным примером для своих сыновей», - отметила Ж.Смагулова.
По ее словам, также очевидно, что требуется гармонизация системы среднего образования с целью сглаживания различий между школами с казахским, русским и другими языками обучения. Немаловажным является изучение проблем учащихся, воспитывающихся одним родителем, чаще всего матерью-одиночкой.
«В планах - провести более детальный анализ, привлечь большее количество заинтересованных сторон. Также хотелось бы выразить благодарность акимату Алматы и Норвежскому институту международных отношений за поддержку в проведении данного исследования», - заключила Ж.Смагулова.
Источник: inform.kz