На минувшей неделе Министерство образования и науки собрало под своей крышей ректоров вузов, директоров школ, зарубежных экспертов на заседание Республиканского педагогического совета. Руководитель профильного министерства Аслан САРИНЖИПОВ с ходу обозначил тактику работы: предложения нужны конкретные, а принятие решения по ним скорым. На повестке система подготовки педагогических кадров. Всего пятеро докладчиков: ректор КазГПУ, директор «Назарбаев Университет», руководитель «Назарбаев интеллектуальные школы» и два зарубежных эксперта. Говорили о новом качестве педагогических кадров, в уме держали новую систему среднего образования, первый этап которой стартует уже со следующего года.
Дэвид БРИДЖЕС, профессор факультета образования Кембриджского университета, считает, что внедрение 12-летнего образования в школах – это требование времени. По его словам, не нужно сильно формализовывать школьное занятие для шестилетних первоклашек – пусть они играют. Но через 12 лет для этих подросших детей уже должны быть чёткие образовательные программы, оправдывающие их дополнительный год за партами. Своё видение о казахстанском пути внедрения новой модели знания г-н Бриджес рассказал в интервью нашей газете.
– Господин Бриджес, сегодня много говорили о качественном педагогическом образовании, о статусе педагога. Ваш доклад был в общей теме, но в ракурсе планируемой в Казахстане новой общеобразовательной системы. Вам наверняка известно, что в казахстанском обществе идут непрекращающиеся дискуссии по поводу 12-летнего обучения в школе. Каково ваше мнение на это счёт?
– Если вы не рассматриваете свою систему образования в отрыве от глобальных процессов, то внедрение 12-летнего образования необходимо. Я считаю, что переход на новую модель способен привести к качественному росту уровня казахстанского образования. Но! Будет ошибкой, если вы не подготовитесь методически и методологически, и 12-й класс станет в итоге периодом повторения материалов, изученных в 11-м классе.
Примером, как можно изменить подход к школьному обучению, являются «Назарбаев интеллектуальные школы» (НИШ). Я не утверждаю, что все школы должны перейти именно на модель НИШ, но в контексте перехода на 12-летку опыт этих школ важен в плане реализации собственных образовательных программ и системы оценки знаний учащихся.
– Планируемые изменения повлияют и на более ранний приём детей в школу – с 6 лет. Многие родители и психологи считают, что в этом возрасте дети не готовы к школе.
– В этом процессе важно не то, что прибавится один год обучения в школе или убавится один год обучения в вузе. Важно то, что произойдёт за этот год, какого результата достигнет учащийся за это время.
Что касается опасений родителей, то, думаю, они уместны в том плане, что это слишком формальное обучение для ребёнка, который приходит в школу в 6 лет и садится за парту. На ранних стадиях образования важен формат игры. То есть ребёнок не просто сидит за партой и внемлет учителю, что в принципе крайне сложно в 6 лет, а познаёт мир творческими путями. Думаю, что в дошкольных учреждениях такой формат занятий широко практикуется. Я повторюсь: родителей, скорее, пугает новая формализация привычных занятий 6-летних детей, которые будут уже в виде школьных занятий.
Что касается увеличения срока обучения в целом, я скажу, что важно не то, сколько лет вы потратите на образование ребёнка, а чему он обучится за это время. Не стоит беспокоиться: будь это дошкольное образование и 11-летка или 12-летнее обучение в школе, контент остаётся один. Содержание, не спорю, должно меняться.
– Вы уже сказали, что важно не превратить реформу в формальный технический процесс. Тогда какие наиболее актуальные задачи вы бы выделили?
– Нужно определиться, на что вы будете делать акцент при переходе на 12-летку, развитие каких компетенций у ребёнка будете считать наиболее важными: например, критическое, логическое мышление. Во многих странах учащийся, избравший научную специализацию, на момент завершения 12-летнего обучения в школе должен уметь ставить маленькие эксперименты. Или выпускник гуманитарного класса пишет эссе с анализом какого-нибудь исторического события, с сопоставлением фактов и выводами. То есть ребёнок должен уметь критически думать.
И ещё один важный момент: вы должны изменить методику оценивания в системе образования. Формат ЕНТ удобен тем, что дети могут сдавать его в любое время в любом месте. Но необходима более серьёзная система оценивания, которая будет фокусироваться на глубоком знании нескольких предметов. Простой пример – языковое обучение. Чего вы ожидаете от изучения ребёнком иностранных языков? Вы хотите, чтобы он умел слушать и понимать речь? Или хотите, чтобы умел говорить, дискутировать? Но ни один из этих параметров не присутствует в ЕНТ. Акцент делается на технической части, грамматике.
За рубежом знания учащихся школ оценивают разные источники, но эти оценки соответствуют стандартам, заложенным в национальные программы. Да, у нас есть так называемое бумажное оценивание, но есть и другие формы оценки. И самое главное – сам ребёнок изначально выбирает экзамены по 3–4 предметам, которые он хотел бы изучать в вузе. И эти предметы имеют различную форму оценки.
– Насколько я понимаю, для предлагаемой модели образования, новой для Казахстана, нужны и учителя новой формации. Как, по-вашему, решить этот вопрос?
– Вы должны выбирать самых лучших учителей, способных справиться с задачами новой системы. В этом плане я поддерживаю курс вашего образовательного министерства на поэтапное внедрение новой модели начиная с первых классов, потом два начальных класса, три и так далее.
Параллельно ведётся подготовка соответствующих педагогических кадров. Пока у меня не было возможности изучить контент учебной программы педагогических вузов, но я уверен, что они должны работать в партнёрстве со школами. Педагогические институты должны знать, каких учителей хотят видеть в школах. При этом сами учителя должны быть вовлечены в создание этих программ. Сегодняшняя встреча педагогического совета, в частности, выступления руководителя «Назарбаев интеллектуальные школы» и ректоров вузов, показала принципиальное совпадение у них интересов и взглядов на систему подготовки педагогических кадров. Я также целиком поддерживаю вашего министра, что сейчас важно синхронизировать подготовку педагогических кадров с предстоящим обновлением школьной программы. От этого, вероятно, будет зависеть, насколько удачным станет старт новой концепции общеобразовательной системы.
Необходимо также поднять престиж учительской профессии. Об этом сегодня много говорилось, и понимание данного факта у всех было абсолютным.
– Какого вы мнения о нашей системе образования в целом? Насколько она конкурентоспособна в современных условиях?
– Наличие стабильно функционирующей системы образования – это уже мощный фундамент. Я посетил много школ в Казахстане, включая сельские, и хотел бы сказать, что мне очень понравились учебные заведения в сельской местности, отношения между педагогами и учениками. Но есть и проблемы: в аулах школы порой лишены элементарного коммунального сервиса. Надо признать, что успеваемость в сельских школах ниже, чем в городских. Но это не значит, что сельские дети менее способны. Всё от того, что сельским учащимся не предоставлены равные с городскими школьниками ресурсы. Сейчас вы внедряете подушевое финансирование школ. Это один из важных шагов, который может решить проблему разного объёма финансирования городских и сельских школ.
Источник: megapolis.kz