Новости науки

Энергия совместных усилий

02.06.2014

3990

Евразийские интеграционные процессы, помимо крупных предприятий Казахстана, начинают охватывать малый и средний бизнес, формируя в рамках ЕАЭС единую ткань экономических отношений.
Формирование и развитие наукоемкой экономики в условиях ЕАЭС

Успешная работа Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии является наглядным подтверждением верности избранного евразийского пути. Как указал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, совокупный объем экономик только трех стран – участниц Таможенного союза (ТС) составляет 2,2 трлн. долларов. Прежде всего, подчеркнул Глава нашего государства, главная миссия ЕАЭС в первой половине ХХI века заключается в том, чтобы стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира. И евразийская интеграция должна обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира.

Создание ТС способствовало росту взаимной торговли между его странами. Так, по итогам 2013 года товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью превысил 24 млрд. долларов. Это стало в 1,9 раза больше уровня последнего «досоюзного» 2009 года и на 1,4% – 2012-го. Экспорт в страны ТС достиг 5,9 млрд. долларов, в 1,6 раза превысив уровень 2009 года, а импорт превысил 18,3 млрд., что в 1,9 раза больше показателей 2009-го и на 4% – 2012 года. При этом почти четверть «внутрисоюзного» экспорта пришлась на долю металлов и металлоизделий (24,2%), 13,7% – на продукцию химической промышленности, 10,4% – машины и оборудование, а 8,1% – сельскохозяйственную продукцию. Отмечу, что неизбежное в рамках Единого экономического пространства усиление конкуренции позитивно сказывается на состоянии экономик, заставляя предпринимателей модернизировать производство и улучшать качество продукции. Усиление конкуренции положительно сказывается и на системе госзакупок, позволяя государству выбирать более выгодные предложения и экономить бюджетные средства.

Участие Казахстана в Таможенном союзе становится все более значимым фактором развития национальной экономики. По данным Агентства РК по статистике, в прошлом году со странами ТС сотрудничали 17,9 тыс. участников внешнеэкономической деятельности, 1,1 тыс. которых являлись экспортерами, а 16,8 тыс. – импортерами. В 2012 году таких предприятий насчитывалось 17,6 тыс. Кроме того, в союзной торговле участвуют индивидуальные предприниматели. Причем их численность за прошлый год удвоилась. Если в 2012-м в Казахстане насчитывалось 2 673 таких предпринимателя, то в 2013-м – уже 5 232. А это означает, что интеграционные процессы, помимо крупных предприя­тий, начинают охватывать малый и средний бизнес, формируя в рамках союза единую ткань экономических отношений. Расширение круга таких предприятий тем более важно, что именно они почувствовали на себе основные издержки создания ТС на его первом этапе, когда ввозные пошлины по целому ряду товарных позиций существенно выросли. Теперь же этот слой предпринимателей вполне может превратиться в основную движущую силу евразийской экономической интеграции.

Преодолеть разрыв между наукой и производством

Глава нашего государства обозначил задачи по внедрению в Казах­стане ряда принципов и стандартов ОЭСР (они отражены в Концепции по вхождению в число 30 развитых стран мира) и тем самым определил главный тренд развития нашего общества – формирование новой модели наукоемкой экономики. Как не раз подчеркивал Н. А. Назарбаев, создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки не ниже 3% от ВВП, снижения энергоемкости в два раза и повышения производительности труда в пять раз – с нынешних 24,5 тыс. до 126 тыс. долларов.

Технологическая же модернизация связана с формированием в Казахстане трех ключевых направлений глобальной технологической революции: био-, нано- и информационные технологии. Требуют также внимания новые технологии, связанные с повышением качества жизни. Подчеркну, так как это важно, что из 16 ключевых направлений, выделяемых в мировых прогнозах технологического развития до 2020 года, в Казахстане имеются предпосылки для освоения не менее пяти. Наиболее вероятно применение технологий беспроводной коммуникации. При этом к секторам инновационного прорыва можно отнести развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность АПК, медицинской промышленности, здравоохранения; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи и других сфер.

Создание наукоемкой экономики, как отмечается в Послании Президента страны, – это прежде всего повышение потенциала казахстанской науки. «По данному направлению следует совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддерж­ке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок», – говорится в этом стратегическом документе. А это значит, что в ближайшие 10–15 лет необходимо создать наукоемкий экономический базис, без которого Казахстану будет сложно встать в один ряд с развитыми странами мира. Создание такого базиса связано в первую очередь с повышением потенциала отечественной науки. И это потребует дальнейшего совершенствования законодательства по финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок.

Надо отметить, что отечественная инновационная политика охватывает многие направления, выработанные в мировой практике. Однако не все из принимаемых мер дают должную отдачу, поскольку подвести частный бизнес к осознанию необходимости поддержки научных исследований и инноваций, как оказалось, сложно. Поэтому для реализации целей, поставленных Президентом, важен комплекс мер стимулирования науки и бизнеса к инновациям.

В первую очередь следует повысить роль иностранных инвесторов в развитии науки Казахстана. То есть заинтересовать инвесторов заключать договоры не только с промышленными компаниями, но и с НИИ. К примеру, за рубежом на долю иностранных источников приходится до 20% общих расходов на науку. В Казахстане эта цифра равна 1–2%, при этом удельный вес иностранных инвестиций в основной капитал в последние годы у нас вырос до 30%.

Следующий источник финансирования – это отчисления недропользователей от совокупного годового дохода (1%) на НИОКР. По данным Мининдустрии и новых технологий, объем финансирования из этих источников возрос до 250 млн. долларов в прошлом году. Поэтому к этим средствам необходимо расширить доступ через систему научно-технических и инновационных фондов, которые финансируют передачу технологий на любом этапе инновационного цикла. Для этого, думаю, целесообразно создать специальный фонд, чтобы обеспечить непрерывность финансирования инновационных бизнес-проектов. В частности, предус­мотреть создание фонда технологического развития, который мог бы формироваться за счет фиксированной доли отчислений, например 0,5% корпоративного дохода предприятий промышленности.

Следует также преодолеть разрыв между исследовательской и предпринимательской сферами. Сегодня эта проблема решается путем создания инновационных кластеров, технопарков, венчурных фондов. Как показывает практика, этого недостаточно – кроме венчурных фондов, технопарков необходим институт технологических посредников, которые занимались бы продвижением разработок на рынок, патентованием и лицензированием, консалтингом, маркетингом инноваций, управлением интеллектуальной собственностью.

Закон – всему голова

Простым увеличением финансирования решить проблему развития науки, понятно, невозможно. Здесь необходимы соответствующие дополнения в Закон РК «О науке». В первую очередь рекомендуется ввес­ти новую статью 23, посвященную результатам научной деятельности. Также необходимо закрепить законодательные нормы по обеспечению охраны и использованию объектов интеллектуальной собственности. Это помогло бы расширению участия бизнеса, в том числе национальных компаний, в научно-исследовательской деятельности за счет реализации совместных научно-технических прог­рамм, софинансирования научных проектов и привлечения новой генерации высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Кроме того, законодательно требуется обеспечить более благоприятные налоговые условия для прихода в Казахстан высокотехнологичных корпораций с мировым именем.

Поощряя приток зарубежных технологий, вместе с тем следует предъявлять иностранным партнерам требования о «локализации» готовой продукции и обязательно предусмот­реть в ней прогрессивное увеличение казахстанского содержания. Такие требования надо будет включать в контракты по передаче технологий, и при этом оговаривать еще необходимость сотрудничества иностранных партнеров с местными научно-исследовательскими организациями. К примеру, Китай постоянно вводит новые «правила игры», вынуждая зарубежные корпорации делиться своими технологиями с китайскими предприятиями. В трансферте технологий в Казахстане пока преобладают поставки машин и оборудования, тогда как приобретение ноу-хау и лицензий находится на низком уровне. Так, в балансе платежей за услуги на приобретение лицензий приходится лишь 1–2%.

Реализация вышесказанного потребует пересмотра программных документов, на что указывает Президент. В целях координации приобретений иностранных технологий рекомендуется создать национальное агентство. Его основными задачами могли бы стать содействие в определении пот­ребностей в зарубежных технологиях для различных отраслей; помощь в получении и анализе информации об альтернативных источниках технологий и другие задачи.

Далее. Система управления наукоемкой экономики должна быть переориентирована с принципа «ученый – чиновник – ученый» на «бизнес – чиновник – ученый – бизнес». Следует отметить, что в основу процесса наукоемкой экономики в высокоразвитых странах положена логическая цепь: наука → опытно-конструкторские или опытно-технологические работы по созданию новых технологий, машин, оборудования посредством использования результатов науки → коммерциализация результатов научно-технической (инновационной) деятельности. Надо также изменить структуру финансирования науки в следующих пропорциях: фундаментальные исследования – 20%, прикладные исследования – 30%, ОКР – 50%.

Учитывая все это, целесообразно разработать новый Закон «О наукоемкой и инновационной деятельности». Тем более что прецедент имеется: в России утвержден федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике, а в Украине – закон о научной и научно-технической деятельности.

Мсб – главные инструменты xxi века

Существует также необходимость повышения эффективности национальной инновационной системы, ее базовых институтов. Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета. Важно продумать меры для стимулирования размещения в технопарках дополнительных производств крупных казахстанских компаний. В связи с этим Президент Нурсултан Назарбаев говорил, что «надо обеспечить динамичное развитие инфраструктурной триады – агломераций, транспорта, энергетики. Агломерации – это каркас наукоемкой экономики Казахстана. Их создание и развитие – важный вопрос с учетом огромной территории страны и низкой плотности населения». В итоге агломерации должны стать центрами науки и притяжения инвес­тиций и населения, предоставлять качественные образовательные, медицинские, социокультурные услуги.

Более того, малый и средний бизнес – главные инструменты индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке – должны развиваться вокруг новых инновационных предприятий. В связи с этим государство должно утвердить специальный перечень товаров и услуг, производство которых еще не налажено в стране. А субъектам МСБ нужно предусмотреть льготные долгосрочные кредиты по опыту Германии. Причем погашение кредитов возможно и в натуральном виде (в товарах и услугах). А риск невозврата кредитов можно нивелировать через залоговую систему или (в случае отсутствия залогового имущества) через софинансирование проектов. Кроме того, необходимо поднять воп­рос о пересмотре налогообложения МСБ, занимающегося приоритетным производством, и существенно снизить налоги до 6–8%.

Целесообразно также рассмотреть возможность разработки законов о венчурных фондах, коммерческой тайне, секретных изобретениях, трансферте технологий двойного назначения, результатах интеллектуальной деятельности, размещении госзаказа на создание инноваций и другого. Отмечу, что практически во всех развитых странах есть система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участ­вуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования.

В мировой экономической науке давно назрела необходимость в разработке фундаментальных исследований по глобальной экономике, новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы – об этом говорится в известных трудах Президента страны Нурсултана Назарбаева. В связи с этим Институт экономики проводит исследования кластерного развития национальной экономики в условиях форсированной индустриализации; образовательного кластера как формы государственно-частного партнерства; методик и критериев самозанятого населения и другие. Также в институте разрабатываются инструменты, концепция и «дорожная карта» клас­терного развития, методические пособия и рекомендации для проведения экспериментальных исследований на производственных объектах по оценке экономических возможностей формирования и развития инновационно-технологических кластеров машиностроительного комплекса.

Кроме того, в рамках VII Астанинского экономического форума Институт экономики провел панельную сессию «Казахстан-2050 в условиях десяти глобальных вызовов XXI века», где были обсуждены проб­лемы и перспективы долгосрочного развития Казахстана и разработка рекомендаций по его вхождению в число 30 развитых стран мира.

Сакен ЕСПАЕВ,
директор Института экономики КН МОН РК, доктор экономических наук

Источник: kazpravda.kz

«« | »»
Последние новости