Новости науки

Российские учёные выяснили, что невнимание взрослых ранит на всю жизнь

02.04.2014

2851

Современная жизнь предоставляет достаточно причин для стресса, в том числе социального. Ему подвержены все возрастные категории, но подростки, в силу неустойчивости психики и несбалансированности физиологических процессов в растущем организме наиболее уязвимы. Они в большей степени, чем взрослые люди, рискуют заработать различные психоэмоциональные расстройства, такие как повышенная тревожность или депрессия.

Российские и американские специалисты, работающие в Институте цитологии и генетики СО РАН, Московском физико-технологическом институте, а также в лаборатории Коулд Спринг Харбор (Cold Spring Harbor Laboratory, USA) провели совместные исследования, которые показали, что

подросток, выросший во враждебной социальной среде, испытывает стресс, который влияет на его поведение и психоэмоциональное состояние во взрослой жизни, когда, казалось бы, все потрясения уже забыты.

Эти данные учёные получили, экспериментируя с мышами.

Проблемы подросткового стресса оказались сейчас в центре внимания исследователей разных стран, для её экспериментального изучения используют животныах. Данные этих исследований противоречивы: последствия ранних стрессов долго не проходят и влияют на поведение взрослых особей, и в то же время есть работы, в которых показано, что психика подростков устойчива и защищает их от развития долгосрочных расстройств. Поэтому актуальность подобных исследований высока. «Социальные организации в сообществах мышей и людей очень схожи, – рассказала заведующая Сектором нейрогенетики социального поведения Института цитологии и генетики СО РАН доктор биологических наук Наталия Кудрявцева. – Все самцы в группе подчиняются доминанту, который в случае неповиновения демонстрирует агрессию. Это аналог отношений «начальник–подчиненный» в человеческих коллективах. Мыши – матери заботятся о потомстве и защищают его. В детском (подростковом) мышином коллективе бывают группы со спокойными отношениями, но есть и такие, в которых постоянно происходят драки, особенно если в клетке окажется самец чуть постарше или побольше весом. То же самое можно наблюдать в детских садах или в школах. Во всех случаях причина конфликта – еда или территория. Конфликт сопровождается стрессом и у людей, и у мышей. Потому, мы можем с полным правом предполагать общие механизмы социального стресса и его последствий, как биологические – так и психоэмоциональные».

Исследователи работали с тремя группами мышей. Члены контрольной группы росли в комфортных условиях. Четырехнедельных самцов второй группы поодиночке помещали в клетку к взрослому самцу. Клетка была разделена прозрачной перфорированной перегородкой, которую ежедневно на несколько минут убирали, и тогда взрослый атаковал подростка. На другой день молодого самца подсаживали к новому соседу, и все повторялось сначала. В течение двух недель молодые животные испытывали ежедневный стресс от агрессии со стороны взрослого самца и от того, что оказывались в новой клетке на чужой подстилке. В третьей группе подростки тоже две недели жили рядом со взрослыми, но перегородку между ними не убирали, однако ежедневно пересаживали из клетку в клетку, что создавало условия социальной нестабильности. Молодых мышей тянуло к взрослым, они очень хотели пообщаться, ходили рядом с перегородкой, подбегали, если сосед приближался к ней с другой стороны, принюхивались, упирались в нее передними лапками, даже гнёздышко свое устраивали как можно ближе к перегородке. Это тоже был стресс, но другого рода – лишение физического контакта со взрослой особью. Стремление общаться сохранялось поначалу даже у тех мышей, которые получали трепку от старших. Каждый день они надеялись, что в новой клетке будет лучше, и только к концу эксперимента стали держаться подальше от соседнего отсека и избегали других животных.

К концу эксперимента молодые мыши, регулярно получавшие нахлобучку от старших самцов, стали менее коммуникабельными (про людей сказали бы, что они замкнуты), более тревожными и беспомощными, чем контрольные животные, не испытывавшие стресса.

Стресс угнетающе действовал на нервную систему: у мышей снизилось число делящихся клеток в гиппокампе. Самцы той группы, которая испытывала только дефицит общения, были вполне общительными, однако уровень тревожности и склонность к депрессии были у них высоки.

Животным дали три недели отдохнуть от пережитого стресса. В этот период они жили в знакомых клетках с неагрессивными самцами своего возраста. Три недели – большой срок для мышей, за это время они повзрослели. Их поведение в основном пришло в норму, процессы деления клеток в гиппокампе восстановились. Казалось бы, все позади, но нет. Поведенческие тесты показали, что взрослые мыши, перенесшие социальный стресс в подростковом возрасте, сохранили высокую тревожность, а при встрече с другими самцами проявляли повышенную агрессивность.

Итак, социальные стрессы, перенесенные в раннем возрасте, могут приводить к повышенной тревожности, вызывают депрессивные состояния и даже симптомы аутизма: отсутствие общительности, избегание социальных контактов с другими особями и неадекватное социальное поведение.

Известно, что тревожные, депрессивные люди склонны к самоубийству. Время не лечит психоэмоциональные расстройства, сформированные в подростковом возрасте, а скорее «прячет», они дают о себе знать даже в зрелом возрасте. Чтобы они развились, вовсе не обязательно регулярно обижать подростка. Социальная нестабильность, невнимание со стороны взрослых и недостаток общения – стресс не менее сильный.

Источник: strf.ru

«« | »»
Последние новости