Новости науки

Итоги и новые задачи

03.02.2014

3836

31 января текущего года в Евразийском национальном университете на расширенной коллегии Министерства образования и науки РК подведены итоги работы ведомства в 2013 году и обсуждены основные задачи развития сферы в свете нового Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». В работе коллегии приняла участие заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова.

Перед началом коллегии Гульшара Абдыкаликова ознакомилась с выставкой, на которой были представлены новые проекты коммерциализации науки, современные разработки в робототехнике, инновационные технологии в дошкольном, среднем, техническом, высшем образовании.

Интересную разработку предоставил один из вузов Алматы. Это радиоуправляемый гусеничный транспортер. Шасси позволяет передвигаться ему даже по лестнице. На платформу можно установить любое оборудование. Например, водомет или миноискатель. Особенность транспортера в том, что он способен самостоятельно искать оптимальные пути, благодаря специальным датчикам. Себестоимость устройства – 300 тысяч тенге. Это во много раз меньше, чем иностранные аналоги. Новым изобретением могут заинтересоваться, к примеру, службы МСЧ.

Коллегию открыл министр образования и науки Аслан Саринжипов, выступив с докладом о состоянии и перспективах развития образования и науки в свете Послания Президента народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

В своем выступлении глава ведомства остановился на текущих вопросах образования и науки, в том числе и на проблемах – это низкое качество знаний учащихся, дефицит ученических мест, дефицит помещений, их качество, качество строительства школ, низкая доля трудоустройства выпускников колледжей, высокая степень коррупции в вузах, низкое качество обучения, неэффективность научных исследований.

По словам Аслана Саринжипова, большая работа предстоит в системе высшего образования. Действующее законодательство будет адаптировано к новым условиям. До конца 2014 года планируется создать наблюдательные советы практически во всех вузах страны. С 2015 учебного года пилотной группе вузов предоставят автономию. Интегрированный Классификатор специальностей и госзаказ на подготовку кадров будет ориентирован на приоритеты ФИИР. В ближайшее время будет создана эффективная система поддержки студентов и учащихся с высокой успеваемостью. С 1 января 2016 года размер студенческих стипендий повысится на 25%. В частности, глава МОН отметил:
- В прошлом году по результатам аттестации в госвузах 1,5 тыс. студентов (11%) не преодолели необходимую планку при тестировании. Еще хуже дело обстоит в частных вузах - 5,3 тыс. (32%). Студенты госвузов не смогли показать знания по 59 специальностям. В частных вузах таких специальностей - 218 (50% тестируемых). Примеров некачественной работы вузов много. И пора задаться вопросом ректорам государственных вузов – способны ли они переломить ситуацию? А учредителям мелких частных вузов надо определиться: нужны ли их вузы обществу и будут ли они нацелены на общую стратегию развития нашей страны или только на личное обогащение? В Таразе, Кокшетау, Кызылорде до сих пор по три частных вуза, хотя количество докторов и кандидатов наук в этих городах не такое большое. В Гуманитарно-технической академии г. Кокшетау обучаются 286 человек, в Казахско-Китайской академии г. Кызылорда - 431, в Таразском техническом институте - 465, в Евразийском институте рынка - 448, в университете «Кайнар» - 521 человек. Или, например, при аттестации Международной бизнес-академии (г. Караганда) руководством вуза чинились препятствия, писались многочисленные жалобы в Прокуратуру и другие инстанции. В результате решением суда вуз закрыт. Мы планируем внедрение автономии. Но она должна быть заслужена высокой академической культурой. Департаменту высшего и послевузовского образования в соответствующие сроки необходимо организовать реализацию названных задач, а руководителям вузов взять на личный контроль исправление всех озвученных недостатков. Комитету по контролю, управлению внутреннего аудита необходимо активизировать работу по выявлению и пресечению нарушений законности в работе вузов.

Как отметил министр, развитие науки будет идти по 3 направлениям. С 2015 года реализация целевых научно-технических программ будет максимально ориентироваться на приоритеты ФИИР. С учетом приоритетов ГПФИИР будет проведена модернизация тематики докторских диссертаций. К 2016 году будут подготовлены 1 000 докторов PhD не только за счет госгрантов, но и в рамках грантового и программно-целевого финансирования. В 2015 году ряд вузов и НИИ, национальные и инженерные лаборатории будут укомплектованы современным научным оборудованием и материалами.

Аслан Саринжипов подчеркнул в докладе, что успешная реализация поставленных задач во многом зависит от активности местных исполнительных органов. На предстоящий период Министерство намерено улучшить основные показатели сферы образования и науки, в том числе в рамках Меморандумов, подписанных между МОН РК и акиматами областей, гг. Астана и Алматы. На секционных заседаниях коллегии МОН эксперты и специалисты обсудили основные направления дошкольного и среднего образования, приоритетные направления системы ТиПО, текущее состояние и перспективы высшего образования, стратегия развития науки и основные задачи государственной молодежной политики на период до 2014 года.

Источник: enu.kz

«« | »»
Последние новости