Новости науки

Михаил БОРТНИК: Отговорки организаторов госзакупок, что закон обязывает их брать более «дешёвое», скоро будут несостоятельны

28.01.2014

3029

Система государственных закупок давно ассоциируется с золотоносной жилой, обогащающей всех причастных к ней лиц. Из регионов регулярно сообщают о выявленных нарушениях, влекущих для бюджета потери в миллионы тенге. В январе вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок», который может улучшить ситуацию. О том, какие изменения дают право на оптимистичные прогнозы, «Мегаполису» рассказал депутат сената Михаил БОРТНИК.

КОРМУШКА НА МУШКЕ

– Михаил Михайлович, каковы причины изменения закона о государственных закупках?

– Необходимость внесения изменений в действующее законодательство вызвана прежде всего исполнением поручений главы государства, особенно после его жёсткой критики в адрес правительства в октябре прошлого года, где упоминался и вопрос организации госзакупок. Вторая причина – это исполнение международных обязательств Казахстана. Соглашение о государственных закупках требовало введения в Казахстане национального режима для всех стран Единого экономического пространства. Ещё одной причиной, повлекшей внесение изменений, стали проблемы, с которыми сталкивались организаторы и участники государственных закупок, действовавшие по существовавшим нормам.

К сожалению, сфера государственных закупок остаётся наиболее подверженной коррупции. По данным финансовой полиции, только за четыре последних года здесь выявлено порядка 1800 преступлений, которые нанесли ущерб государству на миллиарды тенге. При этом способ организации закупок из одного источника является одним из самых уязвимых в плане нарушения закона.

– Каким образом внесённые изменения помогут исключить намеренный срыв проведения тендера? Сохраняется ли у организаторов закупок возможность подготовить конкурс таким образом, чтобы в дальнейшем, отменив его, определять победителя из единого источника?

– По статистике, 63% конкурсов, признанных несостоявшимися, далее проведены способом из одного источника. Основанием для осуществления закупок из одного источника является признание конкурса или аукциона несостоявшимся. Часто эта ситуация создавалась организаторами намеренно: конкурс отменялся из-за отсутствия того или иного документа или из-за ошибки в его оформлении. Теперь у потенциального поставщика есть право в течение трёх дней донести либо исправить документы, прилагаемые к заявке на участие в конкурсе.

Также чистоте организации госзакупок будет способствовать создание единого организатора закупок. На республиканском уровне такой орган должен быть создан в этом месяце, на местном – с января 2015 года. Теперь акимы и первые руководители государственных органов, возглавляя процесс государственного закупа, будут нести за него персональную ответственность. Это тоже новизна данного закона.

Введение в закон понятий «база данных цен на товары, работы, услуги», «справочник товаров, работ, услуг» послужит ориентиром при планировании закупок и позволит избежать ситуаций, когда у различных организаторов закупок цены на одни и те же товары, работы, услуги отличаются в разы. На мой взгляд, всё это значительно сократит случаи признания конкурсов несостоявшимися и тем самым снизит коррупционную составляющую процесса.

– Гарантируют ли принятые поправки приоритет качественных товаров, работ, услуг над менее качественными, но дешёвыми предложениями, либо за заказчиком остаётся право выбора между качеством и ценой?

– Внесённые в закон поправки предполагают, что экспертная комиссия будет отбирать лучшую техническую спецификацию товаров, услуг, а затем поставщикам будет предложено представить на неё одно ценовое предложение. Проще говоря, определяющим будет вопрос качества. Те отговорки организаторов госзакупок, что закон обязывает их брать более «дешёвое», после внесённых поправок будут несостоятельны!

ЗА ДЫМ В ОТЕЧЕСТВЕ

– Каким образом принятый закон будет защищать интересы отечественных производителей? Ориентирует ли он организаторов госзакупок на выбор казахстанских поставщиков вместо бизнесменов из Белоруссии и России?

– С 1 января 2014 года законом введено понятие «национального режима», что обеспечивает допуск к участию в государственных закупках товаров, работ, услуг иностранного происхождения на равных условиях с товарами, услугами отечественного происхождения. Россия и Белоруссия, как стороны упомянутого Соглашения о государственных закупках, ввели национальный режим в 2012 году, что позволяет и казахстанским бизнесменам на равных условиях участвовать в их государственных закупках.

Вместе с тем принятый закон в целях защиты отечественного рынка в рамках национального режима позволяет правительству устанавливать следующие положения. Во-первых, это введение запрета на допуск иностранцев к госзакупкам, когда закупки по конкретному товару, работе, услуге будут осуществляться только у отечественного поставщика, определённого правительством. Такое решение мы вправе установить на два года, с условием его одобрения сторонами в комиссии Таможенного союза. Второе: введение ограничения допуска к госзакупкам, когда мы закупаем товары, работы и услуги только среди поставщиков трёх стран Таможенного союза, по перечню, который сами будем устанавливать. И третье: введение условий допуска к госзакупкам, когда участвуют поставщики всех стран, но преференции предоставляются только поставщикам трёх стран Таможенного союза.

– Как вносимые поправки помогут малому и среднему бизнесу Казахстана побеждать в конкурсах?

– Для малого и среднего бизнеса определены преимущества, позволяющие закуп товаров и услуг в размере не менее 15% от общих средств, выделенных для закупок. Кроме того, если организации созданы общественными объединениями инвалидов Казахстана, то им будет дано преимущество в виде закупа не менее 50% специ­фических товаров для инвалидов, а также всего объёма работ и услуг, оказываемых инвалидами.

«МАВР» СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО…

– Какие проблемы в области госзакупок остаются не решёнными после принятия закона?

– Решение существующих проблем должно носить системный и комплексный характер. На мой взгляд, законодательный орган прошёл свой отрезок пути. Дело за исполнительной властью, как она сможет на деле применить те изменения в законе, которые принял парламент. Потребуется время, чтобы внесённые в закон изменения смогли оценить и потенциальные поставщики.

– Как вы считаете, должны ли для закупок в АО ФНБ «Самрук-Казына» быть более жёсткие требования и лучший, чем в госорганах, контроль?

– Основной целью, преследуемой государством при проведении конкурсов по закупке товаров, работ, услуг, является рациональное и эффективное использование государственных средств за счёт обеспечения честной конкуренции среди потенциальных поставщиков. При этом должна быть обеспечена открытость и прозрачность процедур, на что направлен и принятый закон.

Да, фонд «Самрук-Казына» выведен из-под действия Закона «О государственных закупках», и закупки там осуществляются по специальным правилам, но это не освобождает организаторов конкурсов от вышеназванных обязательств и позволяет компетентным органам проверять законность принимаемых фондом решений.

Источник: megapolis.kz

«« | »»
Последние новости