Система сбора и предоставления статистической информации о научно-технической деятельности, существующая сегодня в Казахстане, не обеспечивает потребностей государственных органов, общества и бизнеса в объективном отражении процессов в этой сфере. Фактически данные собираются и обрабатываются по стандартам и в объеме, достаточном для включения в статистику международных организаций. Однако планировать и проводить эффективную модернизацию экономики на основе этих данных практически невозможно. Затратный метод Слово «статистика» происходит итальянского слова statista — «знаток государства», в научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII веке и употреблялось в значении «государствоведение». В этом качестве статистика должна представлять такой набор информации, который бы позволял видеть происходящие процессы, проследить их развитие, направление и скорость для своевременной корреляции происходящих явлений, как в экономке в целом, так и в отдельной отрасли. Казахстанский закон «О государственной статистике» от 2010 года содержит вполне вроде бы правильные формулировки. Согласно этому акту, «объектом статистического наблюдения является социально-экономический объект и (или) явление либо их совокупность, о которых должны быть собраны количественные и (или) качественные характеристики». А само статистическое наблюдение определено как «научно организованный сбор первичных статистических данных по объекту статистического наблюдения». Проще говоря, для полноценного анализа требуется как описание предмета или явления, так и процессов, происходящих с этим предметом в динамике. Например, красная книга в 100 страниц была куплена там-то тогда-то за определенную цену. Из всех этих показателей в статистике, имеющей отношение к казахстанской науке, сегодня отражается всего два – книга и цена. В реальности единственным показателем, отражающим весь спектр научно-технической деятельности, определен объем выполненных научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Госстатистикой отслеживается лишь объем этих работ, выраженный в тенге. Согласно Закону «О науке» от 2011 года, научная организация - это юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Закон также содержит определение результата научной и научно-технической деятельности. Это «новые знания или решения, полученные в ходе выполнения научной и (или) научно-технической деятельности, зафиксированные на любом информационном носителе». Внедрение научных разработок и технологий в производство, а также модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ также являются результатом научной деятельности. Соответственно, исследования бывают прикладные, фундаментальные и стратегические. Научные работы, в свою очередь, тоже делятся на несколько видов: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические. В то же время из статистического наблюдения полностью выпал целый раздел - научно-техническая деятельность. Согласно стандартам, разработанным ЮНЕСКО еще в 1978 году на основе международной стандартной практики статистических обследований (так называемого «Руководства Фраскати»), научно-технические услуги также включены в понятие научной деятельности. Надо отметить, что в 2013 году Комитет по статистике совестно с консультантами из статистического офиса Финляндии провел ревизию действовавшей на тот момент статистической формы. В результате совместных усилий была разработана и утверждена «Методология по формированию показателей статистики НИОКР и инноваций» 20.12.2013 года за №36. По сути, это усеченная версия того же «руководства Фраскати». В Казахстане данная методика используется с момента организации этого статистического наблюдения. Методика Фраскати включает в себя элементы проектного подхода к деятельности. Например, в рамках научной деятельности одной организации учитываются лишь затраты (финансовые и людские) на выполнение НИОКР, и только. В то же время эта организация может обеспечивать другие научные организации информацией и прочими услугами, без которых эти организации не могут выполнить свои НИОКР. Эти услуги, даже инновационные и высокотехнологичные, НИОКР не считаются. Таким образом, в Казахстане НИОКР является только затратной статьей бюджета. Проблема в том, что методика на основе «руководства Фраскати» создавалась для мониторинга только научно-технических работ, а не для наблюдения за всей научно-технической деятельностью страны. Отдельные положения этой Методологии прямо противоречат нормативно-правовым актам Республики Казахстан, что совершенно недопустимо в правовом государстве. В чем разница? В том, что в НИОКР научной организации не включены услуги и работы, в том числе научно-технического характера. То есть создание новой технологии статистикой учитывается, внедрение этой технологии, полученный экономический эффект – нет. Не учитывается также вся сопуствующая инфраструктура – основные фонды (здания, оборудование), используемые в процессе НИОКР, затраты на переподготовку персонала. Без всей этой инфраструктуры проводить НИОКР невозможно, однако госстатистика эти затраты с наукой сегодня никак не связывает. Таким образом, единственным показателем, отражающим научную деятельность в Казахстане, был и остается объем затраченных денег. Результат неизвестен Расходами измерять наукоемкость отечественной экономики планируется и в дальнейшем. При формировании Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015 – 2019 годы в разделе «Цели, задачи и целевые индикаторы в инновационных секторах» намечено увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки до 2% от ВВП. Согласно Программе индустриально-инновационного развития, инновационные сектора представляют собой все сектора так называемой «новой экономики», развитие которых во многом определяется результатами научных исследований и разработок. Понятно, что развитие новых инновационных секторов и создание наукоёмких отраслей невозможно без развития отечественной науки. Может ли объем вложенных денег быть главным и единственным критерием оценки важнейшего сектора? Как показывает практика, осваивать государственные средства можно вполне успешно и без всякого развития. Напомним, что в 2015 году в научной сфере Счетный комитет выявил нарушения бюджетного законодательства на сумму 51,3 млрд тенге. Чтобы действительно развивать науку, для начала неплохо бы иметь самую полную информацию о возможностях и потенциале этого сектора экономики. Показатели для характеристики научного потенциала должны иметь вид количественного выражения и основываться на достоверных данных. Более того, статистика науки должна рассматриваться как составляющая для изучения инновационного процесса в Казахстане. Для характеристики такого явления, как выполнение НИОКР, предлагаемых статистикой двух основных входных показателей хватит, но для объективной характеристики научного потенциала страны этой информации явно недостаточно. Что именно сегодня казахстанская наука может, а чего не может, на основе показателя затрат определить абсолютно невозможно. Непонятно, что вообще собой представляет сам процесс выполнения НИОКР, так как государственная статистика не собирает и не анализирует никаких данных о состоянии и развитии основных фондов научных организаций. Никто в точности не знает, сколько и каких приборов имеют научные организации, в каких сферах знания эта база лучше, а в каких – хуже, имеется ли персонал, способный эти приборы обслуживать, и т.д. Таким образом, никаких централизованных данных о материальной базе, используемой в процессе выполнения НИОКР, государственные органы в настоящее время не имеют. Понятно, что планировать какое-либо инновационное развитие без объективных данных о возможностях исполнителей этих планов, мягко говоря, затруднительно. Более того, государственная статистика Казахстана сегодня не имеет системы мониторинга результативности выполнения научных работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. В официальных справочниках и закрытых ведомственных докладах нет никаких индикаторов эффективности государственных научно-технических программ, которые, как правило, финансируются за счет государственного бюджета. Можно ли считать эту ситуацию нормальной? Когда нет возможности статистическими методами контролировать процесс и результат использования бюджетных средств, то коррупция, хищения и нецелевое использование средств приобретают системный характер. Отчеты для ЮНЕСКО Так, в соответствии с Методологией, а также с инструкцией по заполнению формы статистического обследования, под численностью работников, выполняющих научные исследования и разработки, (т.е специалистов-исследователей), понимается число работников, задействованных непосредственно в НИОКР, куда входят также руководители, менеджеры и администраторы. В рамках проектного подхода это вполне логично, поскольку все коллективы в этом случае имеют временный характер, и оценивать их потенциал и материальную базу нет смысла. Однако в Казахстане научные работы на постоянной основе выполняют около 400 организаций. Можно ли их считать базой для «новой экономики»? Если да, то неплохо было бы знать текущее состояние и потенциал этих структур. Госстатистика и трудовое законодательство учитывает научные кадры по разному. Перечень специальностей сотрудников научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, которые отностся к категории специалистов-исследователей, законодательно закреплен в таких документах, как Классификатор занятий ГК РК 01-2005 (п.1237), имеющий статус Государственного стандарта. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный на основании этого стандарта, имеет целый раздел с перечнем и квалификационными характеристиками должностей работников, занятых в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях. Для административных работников разработан и утвержден перечень наименований должностей работников, относящихся к административному персоналу. Там перечислены все административные должности, относящиеся к специалистам - исследователям. Как говорилось выше, ни в одном из этих документов менеджеры и администраторы не относятся к научным работникам, а значит, по закону не могут быть включены в список научного персонала. Согласно законодательству РК, в каждой организации составляется штатное расписание с должностными характеристиками и квалификационными требованиями к работнику. Утвержденная Комитетом по статистике Методология использует совершенно другой подход: организация должна рассчитать занятость (в процентах от общего рабочего времени) каждого сотрудника именно в процессе непосредственного выполнения работ в рамках НИОКР. Такой подход определения категории персонала рекомендуется и в руководстве Фраскати (п.325). Для характериситики трудовых ресурсов авторы Методологии предлагают следующие возрастные категории: до 25 лет; 25 – 34 года; 35 – 44 года; 45 – 54 года; 55 – 64 года; 65 лет и более. Подобная возрастная разбивка никакой практической информации не несет, так как в соответствующих законодательных актах Республики Казахстан более детально определены следующие возрастные категории: - до 29 лет – молодежь; молодой специалист – общественные отношения в этой возрастной группе регулируются, законом РК от 09.02.2015г. № 285-V О государственной молодежной политике ; - до 35 лет включительно – молодой ученый – регулируется законом Республики Казахстан о науке от 18 февраля 2011 года № 407-IV; - до 58 лет - женщины – возраст выхода на пенсию (положение действует до 01.01.2018г. далее возраст до 63 лет) и до 63 лет – мужчины – возраст выхода на пенсию – регулируется законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан. В процессе планирования затрат и ведения отчетности в соответствии с требованиями законодательства РК эти возрастные характеристики должны использоваться в обязательном порядке. Для характеристики финансовых затрат руководство Фраскати (FRASCATI MANUAL 2002) рекомендует делить их на общие и внутренние. Внутренние затраты включают как текущие, как и капитальные затраты в рамках выполнения НИОКР. Далее работы НИОКР делятся на типы, по каждому типу затраты считаются отдельно. Капитальные затраты включены во внутренние текущие затраты, хотя, согласно законам РК, должны учитываться отдельно. Таким образом, показатель внутренних текущих затрат является не репрезентативным, т.е. не дает объективное представление о том, как были распределены общие расходы затраты по типам НИОКР или по отраслям наук. Статистика не фиксирует численность занятых в научной работе совместителей и лиц, выполнявших работу НИОКР по договорам гражданско-правового характера. Применяемая методика сбора данных о количестве отработанного рабочего времени на НИОКР в часах без учета реальной численности работников никакой аналитической составляющей не несет. Данные о численности совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, необходимы для определения вовлеченности работников в научно-исследовательский процесс. Особенно это важно для научно-педагогических работников, так как в соответствии с законом «О науке» основным видом деятельности, осуществляемым высшим учебным заведением, наряду с образовательной является научная, научно-техническая и инновационная. Как выяснить, является ли преподаватель ученым, а ученый – преподавателем? Статистика обязана собирать и в агрегированном виде представлять информацию как по научно-педагогическим работникам, так и по объему выполняемых вузами работ, поэтому в статистическом бюллетене необходимо представлять данные по вузам, а не по сектору высшего профессионального образования, как это происходит сейчас. Кроме того, пересчитывать старые данные в рамках нового подхода госстатагентство не стало. Правильное построение рядов динамики невозможно, если показатели не сопоставимы по содержанию, т.е. не исчислены по единой методологии, одинаковым способом. При изменении методики, как правило, производится пересчет ряда предыдущих периодов по новой методике расчета. В результате существующие сегодня динамические ряды по статистике науки в Казахстане имеют прерывистый характер, а система показателей хаотична и не отражает ни свойств, ни тенденций процессов, происходящих в этой сфере. Государственное обследование выполнения научно-технических работ в данный момент в том виде, в каком оно существует, несет одну функцию - получение информации для заполнения международных баз данных. ЮНЕСКО, ОЭСР, Всемирный банк эти данные вполне устраивают. Однако для анализа и принятия решений по инновационному развитию страны статистика должна давать максимально полные координаты положения в отечественной науке. В адекватной и всесторонней статистике заинтересованы государственные чиновники, топ-менеджер, и, безусловно, сами работники государственной статистики. *- директор департамента интеграции научно-технической информации АО НЦНТИ (АО «Национальный центр научно-технической информации»), **- старший научный сотрудник Как работает Евростат? Евростат, вместе с представителями соответствующих национальных статистических организаций, разрабатывает предложения для новых или обновления существующих данных коллекции и готовит новые статистические методологии. Это может занять годы интенсивно дискуссии и тонкая настройка, чтобы все точки зрения государств-членов ЕС были приняты в учет и было найдено лучшее решение для всей Европейской статистической системы. Когда будет найдено решение, предложения представляются в Европейский комитет статистической системы (ESSC), которая является высшим органом для ESS. Она состоит из глав национальных статистических ведомств государств–членов ЕС, под председательством генерального директора Евростата. Лихтенштейн, Исландия и Норвегия, через соглашения Европейского Экономического пространства (ЕЭП), Швейцария через соглашения между ЕС и Швейцарской Конфедерацией о сотрудничестве в области статистики, в полной мере участвуют в ESSC без права голоса. Другие участники - наблюдатели. ESSC собирается четыре раза в год и его задачей является обеспечение профессиональной ориентации для разработки, производства и распространения Европейской статистики и обсуждение стратегических вопросов для развития ЕСС. Что значит вовлечение пользователей, данных? Статистики (Евростата) стремятся производить статистические данные, которые удовлетворяют потребности своих пользователей. В процессе подготовки статистики на национальном и европейском уровне происходят регулярные диалоги с пользователями данных. В 2008 году был создан Европейский Статистический консультативный комитет (ESAC), который представляет пользователей и другие заинтересованные стороны европейской статистики, такие как научные сообщества, социальные партнеры и гражданское общество, а также институциональные пользователи, например, Конфедерация европейского бизнеса, Комитет регионов и Европейский парламент. Роль комитета заключается в обеспечении учёта требований пользователей при разработке статистических программ через ESS. Источник: expertonline.kz  2739 |