Қазақ тілі кеңістігіндегі ұлттық-мәдени код: символдың архетиптік мәртебесін және тұлғаның тарихи-мәдени типін анықтаудағы қызметі
Full Name of the work head: Момынова Б.К.
Исполнители проекта:
: Институт языкознания им. А.Байтурсынова
Inventory number: 0218РК01188
Registration number: 0118РК01303
Keywords:
"(Объект исследования, разработки или проектирования. Цель работы. Методы исследования. Полученные результаты и новизна. Основные конструктивные и технико-экономические показатели. Степень внедрения. Эффективность. Область применения)
В целом проект посвящен и выполняется по задачам, поставленными в посланиях Президента РК Н.Назарбаева «Рухани жаңғыру» перед обществом, по модернизацию общественного сознания, по возрождению культурных кодов казахского народа, что указывает на актуальность проблемы научного проекта.
Объектом исследования: история казахского литературного языка ХХ в.; языковая личность, как носитель культурного кода; проблемы текстологии и лингвотекстологии; стилистический анализ художественных произведений; семиотика казахских национальных символов; паралингвистика: невербальные элементы, жесты и мимики.
Методы исследования. Системно-деятельностный анализ, сопоставления, контрастивный и обобщающий методы, метод сплошной выборки материалов и сопоставления лингвистических фактов, факторный анализ.
Основная цель работы - рассмотрение художественного и прозаичсекого текстов, как полисемантические, коммуникативно-прагматические открытых систем со своими специфическими категориями, а также закономерности связей символов и текстов, уточнение функции языковых знаков для передачи национальных и общенародных культурных ценностей, функционально-коммуникативный отбор квалитативно-квантативных функционально-семантических сфер и определение языковых свойств языковых единиц казахского языка.
Полученные результаты: ознакомление и изучение научных трудов отечественных и зарубежных исследователей по основным направлениям проекта; произведены лингвистический анализ художественных произведений; затронуты проблемы определения понятий текста, целостности текста и сделаны некоторые выводы о семантическом пространстве казахских текстов; выявлены лингвокультурологические особенности казахских символов и семантики символов; были собраны материалы для толкового-иллюстративного словаря мимики и жестов казахского языка, а также начат процесс обработки материалов и составления задач, упражнений для обучающихся, т.е. в целом, для написания учебного пособия.
Область применения. Данный проект вносит свой вклад в исследований истории казахского литературного языка начала ХХ века, который до сих пор остается белой полосой, т.е. неполноценно изученной областью казахского литературного языка, и является вкладом в исследованиях в области теории языковой личности, семиотики, лингвокультурологии и паралингвистики.
Внедрение. Будет оказано содействие в создании теоретической базы, повышения эффективности учебного процесса и собственно внедрение учебного пособия и словаря, также монографий в учебный процесс, как научной литературы для бакалавров, магистрантов и докторантов филологических специальностей.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследовании. По промежуточным результатам исследований можно уверенно сказать, что исследовательские работы ведутся и ведутся четко по календарному.
"