Еліміздің рухани жаңғыруы аясындағы қазақ халқының этикалық ойының болашағы (казак тілінде)
Full Name of the work head: Барлыбаева Гаухар Гинаядовна
Исполнители проекта:
: Институт философии, политологии и религиоведения
Inventory number: 0218РК00727
Registration number: 0118РК00806
Keywords:
"Объектом исследования является исследование мировоззренческих основ казахского этического наследия, его перспектив и потенциала, начиная с тюркского периода и до наших дней.
Целью НИП осуществление современного целостного подхода с позиций идеологии «Мәңгілік ел» к анализу мировоззренческих основ и потенциала этического наследия казахского народа в условиях духовного возрождения страны, начиная с тюркских времен как духовного истока, и до наших дней.
Полученные результаты: 1) Выявлено, что характер, тип, сущностные черты, мировоззренческие традиции, язык - все это позволяет рассматривать этическое наследие казахов как древнейшую степную ветвь тюркоязычной культуры. 2) Обосновано, что казахская этическая мысль - неотъемлемая часть тюркской философии, где доминантой всегда выступала этика. 3) Раскрыто, что этические воззрения тюркских мыслителей можно рассматривать в контексте двух основных течений - светско-рационалистического и суфийского, которые определили все дальнейшее развитие тюркской этической мысли. 4) Обосновано, что этическая мысль казахского народа выражалась в поэтической форме, но в поэзии казахских мыслителей-этиков преобладала мысль над образом, нередко с выраженным стремлением воплотить мысль в понятии. 5) Доказано, что характерной чертой казахской традиционной этики является ее тесное переплетение с эстетикой, установлено единство этического и эстетического, где красота и добро выступают глубоко родственными понятиями. 6) Раскрыто, что традиционная этика казахов пронизана размышлениями об Аллахе как пространстве человеческого существования и развития. 7) Раскрыто, что в традиционной этике казахов нет четкого водораздела между этической проблематикой и философско-социологическими, политическими, а порой правовыми идеями, потому что все это переплетается, представляя стороны и аспекты единого целого. 8) Выяснено, что в традиционной этике казахского народа, человек был смыслом и пределом всякого философствования, потому что человек есть средоточие мира, вершина творения, основа и корень общества. "