Қазақ тілінде оқытып, тәрбиелейтін сөйлеу бұзылыстарының әртүрлі бұзылыстарына (тілі күрмелу) ұшыраған мектепке дейінгі (мектеп) жасындағы балалармен түзеу-педагогикалық жұмыс жасаудың ғылыми-әдістемелік негіздері
Full Name of the work head: Тулебиева Г.Н.
Исполнители проекта: Тулебиева Г.Н.
: Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
Inventory number: 0218РК00004
Registration number: 0116РК00056
Keywords: специальное воспитание и обучение, дисграфия, психологические основы обучения чтению, психологические основы обучения письму, общеобразовательная школа
"Объектом исследования является специальное воспитание и обучение детей с нарушением письменной речи.
Цель работы - практическая разработка и научное обоснование системы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с нарушениями письменной речи с казахским языком обучения; выявление особенностей построения письменного текста учащимися начальных классов с нарушениями слуха; поиск эффективных путей оказания психологической помощи обучающимся по преодолению нарушений письменной речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение, анализ и обобщение научно-практических разработок по проблеме исследования; опытно-экспериментальная работа; оказание консультативной помощи учителям в апробации методических материалов.
Результаты работы: подготовлено теоретическое обоснование проблемы формирования и коррекционно-педагогической работы по развитию письменной речи обучающихся начальных классов общеобразовательной школы. На основе обзора и анализа литературы подготовлены аналитические справки, разработан и адаптирован диагностический инструментарий, направленный на выявление состояния письменной речи обучающихся начальных классов общеобразовательной школы и детей с нарушениями слуха; определены психологические основы обучения чтению и письму. Специфика овладения чтением детьми с нарушением речи.
Значимость работы: заключается в целенаправленном обобщении и систематизации научных знаний об особенностях письменной речи учащихся младших классов с казахским языком обучения, в уточнении направлений коррекции этих нарушений; повышение качества коррекционно- педагогической деятельности логопедов и педагогов в общеобразовательных организациях образования.
Область применения: представленные в работе материалы могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе специальных и общеобразовательных школьных организаций образования и родителями. Данные исследования могут быть использованы в исследованиях по дипломным работам студентов и диссертационных работ магистрантов, а также материалы исследования могут быть использованы в работе психолога при коррекции письменной речи у детей с нарушениями речи"