Разработка и реализация инновационной технологии плазменного упрочнения гребней цельнокатаных колес локомотивов
Full Name of the work head: Куришбаев А.К.
Исполнители проекта: Канаев А.Т.*
: Казахский агротехнический университет им. С.С.Сейфуллина
Inventory number: 0214РК01530
Registration number: 0112РК01360
Keywords: бандаж*колеса*гребень бандажа*плазменное упрочнение*инновационная технология*смешанная структура*износостойкость*глубина закалки*аустенит*мартенсит*троостит*сорбит*
Рассмотрена инновационная технология поверхностного плазменного упрочнения гребней бандажированных цельнокатаных колес локомотивов. Показано, что при скоростном нагреве и охлаждении, имеющем место при плазменной закалке, в поверхностной упрочненной зоне формируется неоднородная слоистая структура. Установлено, что оптимальной структурой металла с позиции обеспечения требуемого комплекса механических и служебных свойств (прочности, твердости, пластичности, ударной вязкости и трещиностойкости) является градиентно-смешанная структура, состоящая из высокодисперсного мартенсита, троосто-мартенсита и сорбита отпуска. Показано, что пробег между обточками для упрочненных колесных пар в 1,7 - 2.0 раза больше и составляет от 20 000 км до 25 000 км. Фактический эксплуатационный ресурс неупрочненной колесной пары - 105 тыс. км, а для плазменно упрочненной - 250 тыс. км. На период промышленного внедрения и освоения технологии поверхностного плазменного упрочнения гребней бандажированных колес локомотивов разработана временная технологическая инструкция. Новый технический результат достигается тем, что угол плазменной струи устанавливают в пределах 40-50 к обрабатываемой поверхности. *