Наука Казахстана

Лошадиная история. В научной среде продолжаются дискуссии о месте одомашнивания лошади

29.10.2021

4261


После публикации исследования о происхождении современных лошадей развернулись жаркие дискуссии и споры о том, кто первым и на какой территории одомашнил дикую лошадь. Желающих примерить лавры потомков первых «одомашнивателей» оказалось достаточно много. Так о чем идет речь в научном исследовании и кто прав в этой «лошадиной истории»?

20 октября т.г. в научном издании Nature.com опубликовано исследование международного авторского коллектива о происхождении и распространении современных домашних лошадей (https://www.nature.com/articles/s41586-021-04018-9).

Руководитель большого научного коллектива – Людовик Орландо, возглавляет Лабораторию молекулярной антропобиологии и визуализации синтеза в Университете Тулуза-III (Франция).

В число авторов исследования входят и казахстанские ученые, представляющие крупные научные центры Казахстана – Алматы, Нур-Султан, Костанай, Караганду, Павлодар.

Исследователи посмотрели на события древней истории с точки зрения генетической модификации одного из главных спутников человека – лошади.

Основным предметом исследования стал обширный палеогенетический материал – останки лошадей, собранные на огромной территории Восточной Европы и Евразии, представляющие временной отрезок от 5 тыс. до 200 лет до н.э. Всего были исследованы и секвенированы геномы 273 лошадей с разных территорий, известных как места предполагаемого разведения этих животных: Иберийского полуострова, Анатолии, Понтийско-Каспийской степи и степей Центральной Азии.

С помощью методов молекулярной генетики ученые пришли к выводу: лошади современного морфологического типа были одомашнены около 2200 лет до н.э. в районе Понтийско-Каспийских степей и Северного Кавказа.

Геномный анализ выявил также, что «новые» лошади существенно отличались от вытесненных ими других видов по двум параметрам – сильному позвоночнику и покладистости, послушным поведением. Очевидно, древние люди разводили животных, ориентируясь именно на эти качества.

Более ранние свидетельства одомашнивания лошадей относятся к периоду 5500 лет до н.э. и были обнаружены во время раскопок древних поселений Ботай и Борлы на территории Северного и Северо-Восточного Казахстана, где находили большие скопления костей животных.

Масштабное сравнение геномов лошадей позволило учёным сделать выводы о том, что лошади ботайской культуры не являются прямыми предками современных лошадей.

Сам этот факт вызвал бурное обсуждение не только в научных кругах, но и в популярных и околонаучных изданиях. Достаточно отметить, что издание Forbes.kz посвятило этой новости статью под заголовком «Разочарование года: лошадь впервые одомашнили не в Казахстане», вызвав бурное обсуждение в социальных сетях и окончательно запутав своих читателей (https://forbes.kz//process/science/kakaya_bol_loshad_vpervyie_odomashnili_ne_v_kazahstane/?fbclid=IwAR2bXGVs4cShB1JOd2H0urw4E0j0T5w4UZjTAfI48aHSScgXng4O4-yC0PQ).

Для того чтобы разобраться в этой «лошадиной истории» мы обратились к одному из авторов исследования Виктору Карловичу Мерцу, кандидату исторических наук, директору Объединенного археологического научно-исследовательского центра, доценту кафедры истории Павлодарского государственного университета им. Торайгырова.

– Виктор Карлович, каковы основные выводы исследования международного коллектива?

– Исследование, опубликованное в Nature.com показало, что современные лошади являются потомками лошадей, которые были одомашнены в III тысячелетии до н.э. в восточной Европе. Именно там, в то время сформировался вид, который дал начало современным лошадям. Оттуда и началось в конце третьего тысячелетия их распространение по всей Евразии и вытеснение других видов, разведение которых было более сложным.

– Что нам известно о лошадях, останки которых найдены при раскопках поселений Ботай и Борлы? К какому периоду относятся эти данные?

– Это вторая половина IV тыс. до н.э. т.е. 5 - 5,5 тысяч лет назад. Время существования ботайской культуры, ее аналогов Борлы в Северо-Восточном Казахстане и Терсек в Торгайе. Именно на территории этих поселений найдены останки древнейшего вида лошади и подтверждения того, что лошадь была одомашнена. Это подтверждают археологические раскопки и данные палеогенетики с поселения Ботай – костяные застежки от пут, следы загонов для скота. Культ лошади нашел свое отражение в погребальном обряде в виде выложенных конских черепов. На стенках сосудов найдены остатки конского молока. Сейчас проводятся исследования по изучению керамики из двух борлинских поселений эпохи неолита и энеолита.

– Почему ботайский вид лошадей не был одомашнен до такой же степени, как восточноевропейские виды?

– Скорее всего, сказалась видовая особенность. Видимо, ботайская лошадь меньше поддавалась дрессуре, имела более своенравный характер. Их пасли, доили и, возможно, использовали для езды, хотя это сложно доказать.

То, что ботайская лошадь была одомашнена, подтверждено генетиками, определившими, что она имела разномастный окрас. Эти данные свидетельствуют о том, что происходил искусственный отбор и инбридинг – скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции, приводящий к таким изменениям.

– На основании археологических источников и других данных что можно сказать о том, какую роль в жизни людей ботайского поселения играла лошадь?

– Ботайская лошадь кардинально изменила образ жизни древних людей, полностью поменяла их психологию и хозяйственную деятельность, которая стала основой экономики, определившей пути ее развития в степной зоне на многие тысячелетия в виде пастушеского скотоводства.

– Исследование, проведенное международным научным коллективом, показало, что морфологическими предками современных лошадей, стали животные, чьи останки найдены на территории восточной Европы и западной Евразии. Эти лошади появились позднее или в то же самое время, что и ботайские лошади?

– Эти лошади появились намного позже – 4200 лет назад, когда ботайская культура уже перестала существовать. На смену ей пришли культуры эпохи ранней бронзы: ямная на западе Казахстана, афанасьевская на востоке. В центре, видимо, были какие-то их аналоги, возможно представляющие самостоятельный караагашский тип ямно-афанасьевских памятников. Этот тип памятников изучен нашими карагандинскими коллегами, пока по одному кургану. Данная тема – одна из самых сложных и захватывающих в казахстанской археологии, будет исследоваться нашими учеными в ближайшие десятилетия.

– Какова дальнейшая судьба ботайской лошади?

– Это сложный вопрос. В постботайское время, с рубежа IV-III тыс. до н.э. до появления восточноевропейской лошади ее следы теряются. Это один из слабо изученных периодов в древней истории Казахстана, связанный с эпохой ранней бронзы. Изучением этого периода занимается наш научный центр.

На сегодняшний день известно лишь, что ее генетическими потомками являются лошади Пржевальского. Как это произошло? Видимо, вследствие вытеснения ботайской лошади восточноевропейской, какая-то часть их просто одичала и перестала интересовать людей как хозяйственный объект.

– Как вы считаете, можно ли говорить о том, что исследование опровергло данные о том, что территория Северного и Северо-Восточного Казахстана (поселений Ботай и Борлы) были местами, где осуществлялись первые попытки одомашнивания диких лошадей?

– Ни в коем случае. То, что ботайская лошадь была домашней, это научный факт и всякого рода спекуляции на эту тему не уместны, как бы кому не хотелось это изменить. Спорить тут не о чем. Ботай и Барлы продолжают оставаться одними из древнейших территорий, где происходили процессы приручения, одомашнивания древней лошади. Исследование и изучение этого периода продолжается

Татьяна Бажова

«« | »»
Последние новости
01.07.2024