Блоги

Добавить запись в блог
О языках хаттов и скифов-хатов Птолемея
Темиргали Изъящев
Привожу цитату из своей книги:
"Вернёмся к хеттам. Сочетание “наследник престола” в хеттском (хаттском) звучало как “takkiha-l tabarna”, что означает:
ТАКтрон + (Е)КIдва + ХАЛ(К)народ + ТАБ(У)родить /ср. БАЛА ТАБУ родить ребёнка/ + АРНА(У)предназначать, т.е. “трон двух народов, предназначенный по рождению”. /Ср. цитату из сообщения Менандра Протектора, о местонахождении ставки тюркского кагана Дизабула - “... их (т.е. византийских послов - Т.И.) повели туда, где был хаган к горе Эктаг” [с.17, Прошлое Казахстана]. ЭКТАГ букв. “две горы”, “два трона”/.

Считаю, что хеттское “h” звучало как хурритское - “ph”. При таком звучании возможно чтение ПАЛА(Н)леопард и ХАЛА/турецко-балк./змея, что восходит к древностям Чатал-Хююка и Хаджилара. Такое озвучание подтверждается переносным смыслом слова “престол” как “львиное место”. /Ср. “Ларец покоился на двух львах, которые, по мнению Ю.А. Рапопорта, могли быть ножками трона” - об обряде поклонения пеплу предков в Хорезме в первой половине I тыс. н.э. [с.108, Брыкина, 1982], а также трон Реформатора Египта - Эхнатона/.

Становится понятным также титул женщины-царицы в хеттском (хаттском) - “kattah”. Концовка этого титула при моём озвучании - “aph” тогда читается как АПА Х(АЛК) или “мать народа”. На мой взгляд, правильность такого построения подтверждается титулами пары верховных жрецов, возможно являвшимися духовными двойниками царя и царицы: “...Жезлоносец снова выходит наружу, идёт впереди “чистого жреца, господина Хатти и божественной матери Халки”... [с.138, Герни, 1987].

Замечательными, на мой взгляд, являются два факта:
1. То, что хеттское имя Хаттусили встречается позже в форме Хантуцили. Выходит, что царский титул ХАТТЕ мог звучать и как ХАН(ТЕ), т.е. с прямым значением “хан” в тюркских языках. Ср. также имя лидийского царя - Мирсил=Кандавл.
2. Характерная особенность звучания имени мифического правителя Лабарны, от которого хеттские правители по традиции носили тронное имя Табарна, имеет интересную параллель с о. Крит в сравнении с названием священного критского топора ЛАБРИС=ТАВРИС.

Цитата: “Предполагается, что и м я “Лапарнас” и т и т у л “тапарнас” восходят к одному и тому же слову хаттского языка, где был особый звук типа тл” [примечание на с.129, Бонгард-Левин, 1988]. /Ср. наличие в древнепсковском диалекте сочетания дл, тл [с.58. Восточные славяне в VI-ХIIIвв. Археология СССР, 1982]/.

Если это предположение верно, то ТЛ можно представить как ТУЁЛ/алт./племя, ТIЛязык, а АПАРНАС передаёт этноним апарнов - племенного объединения даев, живших восточнее Каспия [стр.483 Страбон] /ср. даки и геты во Фракии и даи (дай-дахи) и массагеты у Каспия, дадики в верховьях Инда/.
Сравнение критского ТАВРИС=ЛАБРИС выявляет племенное имя аваров (ТЛ АВРИС), которое заключает АБР/узб./облако, туча = БYЛТ/каз./облако, туча = БАЛТАтопор.

ТЛ АПАРНАС отличается от ТЛ АВРИС окончанием НАС, что может означать НЭСIЛпотомки. Если это предположение верно, то НЕСИТЫ (хетты) могли хотя бы по традиции возводить свой царский род к АВАРАМ, а т.к. комплексное имя ТЛ АПАРНАС досталось хеттам от хаттов, то ХАТТЫ, вероятней всего, также были АВАРАМИ.
Но у критян под ТЛ АВРИС подразумевается лунный топор (секира). Следовательно, слова на конс.ТЛ должны, вероятно, соответствовать слову АЙлуна. Выходит, у критян могло быть “лунное” племя, имевшее “раздвоенный” (лунный) язык (АЙ=ТIЛ) - “язык змей?”, почитавшее, кроме усечённой луны, также полную луну (ТОЛЫ=АЙ), море (ДАЛАЙ) и пасмурное небо (ТАЛАЙдовольно много + ОБЛАКО). /Хетты почитали Бога Грозы. По письменным источникам известно о существовании в прошлом царей из рода АТТАЛА. Ср. с АЙ ТIЛ и именем гуннского царя Атиллы. Цари из рода Аттала делились на сирийских, пафлагонских, каппадокийских и египетских, т.е. на четыре гегемонии (ср. с четырьмя гегемониями тюрков)/.

БYЛЫНFЫРпасмурное + НЕБО созвучно (ПАЛАНлеопард + КIРУвходить) + НЕБО. Ср. изображение на “оленном камне” из Баин-Дзурх в Монголии, где с верхнего (настоящего) неба, как бы, входит (спускается) леопард на плывущих к нему навстречу оленей-тучи [с.147, Деревянко, Нацагдорж, 1987].
В Малии на Крите имеется изображение леопарда на привязи. БАЙЛАУ привязать + ПАЛАН созвучно БАЛА ПАЛАН “ребёнок леопарда”, что в переносном смысле может пониматься как название народа - “дети леопарда”. Ср. древности Чатал-Хююка и идентичный эпитет древнейшего народа Америки - ольмеков.

На раннеханьском (китайском) изображении из Маваньдуя изображены леопарды, поднимающиеся по вертикальным каменным стелам в небо и одновременно, как бы возлежащие на них и смотрящие вниз на землю [с.258, Крюков, Переломов, Сафронов, Чебоксаров, 1983]. Здесь же имеются изображения усечённой луны и, то ли полной луны, то ли солнца. Текстом поясняется [там же...], что здесь изображены серп луны и солнце, т.к. по конфуцианскому поверью “на солнце есть трёхногая птица, на луне есть заяц и лягушка”. На картине действительно есть изображения лягушки и зайца (зайце-козла?) над лунным серпом и двуногого ворона на полном круге.
КYЗFЫН ворон cозвучно KYСптица + КYНсолнце.

Монгольское ТУУЛАЙзаяц;заяц-беляк созвучно конс.ТЛ+АЙ(полная луна). Казахское ТАЛАН счастье; удача может переходить в ТАЛАЙ (т.к. Н=Й) и подразумевать БАК удача; счастье, а также БАКА лягушка.
Заяц-беляк можно представить как АК КОЯН, что созвучно АК КИОН - этнониму “белых гуннов”.
Но “теле” - одно из названий эфталитов (белых гунов). Ср. “...термин “теле” сохранился до сего времени в ряде родоплеменных самоназваний тувинцев, алтайцев (напр. телек, теленгит, телеут, телес). В летописях теле названы прямыми потомками хуннов, а их язык признаётся сходным с хуннским, хотя и с небольшой разницей. Иногда теле именуются отдельным племенем хуннов” [Потапов Л.П. Народы Южной Сибири в VI-VIIIвв. - В кн. Материалы по древней истории Сибири. Улан-Удэ, 1964, с.337].

Ещё цитата: “...тюрки, объединившись с персидским царём Хосровом Ношеруаном, покорили ханство афталитов или тилу подле Мавераннахра” [с.30, Родословная, Шакерим, 1990].
В последней цитате говорится, что у племени тилу было своё ханство. Хан этого государства мог носить титульное имя ХАНТИЛУ. Махмуд Кашгарский говорил о языке ханов /ср. ХАНТИЛИ - “язык хана”/ как о самом прекрасном, чистом и звонком языке. Ср. также ХАНТИЛИ и ХАТТИЛИ (язык хаттов) и переход ХАТТЕ в ХАНТЕ (см. выше). /Любопытно сравнение хантили в виде конс. анаграммы ТЛКН с этнонимом долганов (ветвь якутов), а также с ТОЛКЫН "волна". Волновой орнамент - характерная особенность хуннской керамики [с.137-138, Керамика, как исторический источник, 1989]. Само слово ХАНТИЛИ может заключать К-АНТ-ИЛЬ “древних антов страна (народ)”

Подводя черту под выше приведённым отрывком, скажу: Мои исследования свидетельствуют, что хатты, как и хетты хранили древние тюркские верования, что доказывает происхождение, как хеттов, так и хаттов от тюрков. Кто произошёл от хаттов меня интересует мало. Я, например, считаю хаттов отдельной ветвью, не связанной, ни с абхазо-абазинской, ни с западно-кавказской (адыгской) ветвью. Единственно, с чем я вполне могу согласиться, с версией, "что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттские и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка". Время, когда существовал этот язык, учёные определяют в 7000 лет назад. Я считаю, что он был создан после потопа в акватории Чёрного моря. Катастрофа произошла в 5508 г. до н.э. С этой же даты начинается отсчёт истории древних русов. На сегодняшний момент с этой даты прошло 7525 лет.

Что касается "древних антов" или хантов (скифов-хатов Птолемея) и их языка (не путать с гипотетическими хаттами), я считаю, что на монетах города Пантикапея, прочитывается не только ПАНТИ (ПАНТ), но и ГАНТИ (ГАНТ). В сборнике «Археология СССР» в томе «Античные государства Северного Причерноморья» из трёх рисунков монет города Пантикапея, на двух, в названии ПАНТ правая стойка первой буквы уменьшена, что передаёт также возможное чтение ГАНТ или «древние анты». Точно такое же написание мы встречаем на монете, представленной к обсуждению на сайте «Новости археологии, антропологии, истории»:

На представленной монете есть изображение головы барана, что передаёт чтение БАС КУН «глава гуннов». (Я уже замечал, что в древнем диалекте аргынов слово «баран» звучит как КУН). На обороте монеты мы видим изображение головы льва, с сидящим на ней сусликом (УРГ). Урги это народы моря, они же лекари-мореходы-киммерийцы. Сама голова льва может передавать БАС АРИС «глава (народа) льва», т.е. скифов. Полумесяц, изображённый справа от головы льва, символ восходящей (прибывающей) Луны и визитная карточка весёлых кипчаков, т.е. аргынов или белых кипчаков. Из этих племён и состояли «древние анты» или скифы-хаты Птолемея. В своей книге «Откровение Вещего Кота…» я отмечал, что на языке «древних антов» или кантов (хатов) написан (напечатан) Фестский диск. Это просто смесь казахского языка с узбекским.
Когда я только подступал к расшифровке ФД, в первой главе своей книги, я писал: «Позднее эта местность называлась Моголистаном (Вечным Станом) или Синей (Небесной) Ордой. Тюрки, проживавшие в этой местности, могли именоваться “синими (голубыми, небесными) тюрками”, или “вечными” что соответствует эпитетам тюркской, а позднее монгольской (вечной) правящей элиты. Следовательно, для полного понимания речи, которая была слышна в палатах тюркского кагана, необходимо рассматривать в совокупности два языка - язык гозов и язык кимаков вне зависимости от того, какой именно из них окажется казахским, а какой узбекским».
Из переписки со своими друзьями по Фейсбуку – кумыками, я узнал, что кумыкский язык наиболее близок хорезмийскому диалекту узбекского, а, значит, язык гозов это казахский язык. Но ГОЗЫ это аргыны. В посте «В чём я согласен с президентом и нет» я уже затрагивал этот вопрос. Просто было время, когда аргыны «скрывались» за названием своей тамги КОЗ и в это время были известны как ГОЗЫ. Печенеги и гозы – племена родственные, они практически говорили на одном языке, как ногайцы и казахи. (Известно также, что племя канглы, известное ранее как печенеги, вошло в состав башкир). Следовательно, язык аланов, который был, по свидетельству Бируни смесью хорезмийского и печенежского, принадлежал к языку «древних антов» или ГАНТОВ Пантикапея. Они же известны в истории как хаты-скифы. Так называл их Птолемей. ГАНТЫ = ХАТЫ (Буква Н может опускаться, как в минойском).
Итак, племя хатов-скифов Птолемея или КИЯТ «два коня». Изображение двух коней мы часто встречаем на скифских золотых поделках в Северном Причерноморье. На приведённом рисунке скифских древностей Северного Причерноморья, обнаруженном мной в Интернете, есть изображение двух коней и кинжала (акинака) с сердцевидным перекрестием. УРГ «сердце» - визитка племени ургов. Но обратимся к изображению коней.

Как видим, кони кусают друг друга. Это говорит о соперничестве внутри клана «двух коней». Но точно такие же изображения, мы встречаем в Монголии времён гуннов и, именно там, где встречается гаплогруппа G1 и R1a*M198 (т.е. гаплогруппы, которые характерны для аргынов).
Добавлю, что их учёные находят в Монголии с 3 века до н.э. Именно в это время в Северном Причерноморье исчезают скифы. Исторические источники свидетельствуют, что скифов внезапно разгромили сарматы, говорится также, что часть сармат привели с собой скифы из Мидии. По моему мнению, произошло следующее. Скифы, как водилось и раньше, отправились в Монголию. Этим и воспользовались сарматы, внезапно напав на мирно кочевавших в Причерноморье скифов, которые не ушли в Монголию. Естественно, что остались наименее приспособленные для ратного дела скифы. Это старики, больные и женщины разного возраста с детьми. Ведь ранее скифы вытеснили из Северного Причерноморья киммерийцев. Анализ древностей сармат показывает, что сарматы это и есть поздние киммерийцы. Т.е. побеждённые когда-то киммерийцы взяли реванш. В Монголии древности скифов Причерноморья считаются гуннскими древностями. Мы видим, что гунны Монголии и скифы Причерноморья это одни и те же племена.

Древности хуннов, Монголия 3 в. до н.э.
Замечу, что в древностях Монголии ещё со времени бронзового века встречается этот мотив – соперничество двух коней. Как мы помним, скифы пришли на земли киммерийцев, т.е. в Северное Причерноморье именно из Монголии.

Беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, что стилистически три этих изображения похожи как капли воды. Как учёные до сих пор не заметили подобного сходства? Я уже неоднократно писал, что царские скифы, это и есть гунны или аргыны. Когда царские скифы «исчезают» в Северном Причерноморье, в Монголии появляются гунны, и наоборот. Кстати, справедливости ради, следует отметить, что многие историки, современники гуннов, не отличали скифов от гуннов. Приск Панийский, посещавший Аттилу в его ставке называет его, то царём гуннов, то царём царских скифов. Агафий Миринейский, называемый также Схоластиком (адвокатом), считал, что название "гунны" собирательное и обозначает многие племена, каждое из которых имеет свое собственное имя. Все они назывались гуннами, а раньше – до этого были скифами.
Посмотрим внимательно на фото золотой бляшки бронзового века из Селенгинского аймака. Под второй передней ногой каждой из лошадей изображен конус (треугольник). Причём один конус больше второго по размеру. СЭУIР «конус». Считаю, что идёт соперничество между двумя конями-тотемами. Один изображает тотем племени больших сивиров, другой – малых. Интересно, что в составе хакасов есть сеоки аргын. Цитата из Википедии: «Аргыны входят в субэтническую группу хакасов хызыл (кызыльцы), и делятся на сеоки Улуг аргын и Кiчiг (кичиг) аргын». Вполне возможно, что большие сивиры, позже, остались в Монголии, отсюда и племя Чингисхана – КИЯТ, а другое, известное как малые (младшие) сивиры, жило в Северном Причерноморье. Малые сивиры известны в истории как скифы. (Отсюда и тёмник Мамай, возможно, представитель царских скифов, но не принадлежавший клану Чингисхана, хотя тоже был из племени КИЯТ. Опять же, и в Монголии, и в Причерноморье, мы встречаем имя Таргитай). Сравните, скифы утверждали, что являются самым молодым народом на планете, но в споре с египтянами, кто из них древнее, легко доказали, что весь мир произошёл от них - скифов. О принадлежности хакасов к племенам царских скифов я уже говорил в посте «Киммерийцы 2» http://www.proza.ru/2016/10/30/737. В Фестском диске Сивиром назван персонаж в кирасе с тамгой аргынов на щеке. Его анта звали Синур (гриб, чинара). И он был из племени киммерийцев (кипчаков).
Как известно, впоследствии гунны, согласно Гумилёву, разделились. Одна часть – приняла власть Китая, другая – т.н. «слабосильные» гунны заняла Семиречье, а третья – ушла на запад. Гумилёв называет их «неукротимыми» гуннами. Практически гунны, если посмотреть на карту, заняли места скифов и киммерийцев по Птолемею. См. пост http://www.proza.ru/2017/02/15/1795.

Готский историк Иордан, живший в VIв., знакомый с этнической картиной, существовавшей в Причерноморье в середине V в., сообщает, что выше готов-тетракситов, живших вдоль северо-западного побережья Черного моря, и по соседству с аланами осели племена гуннов. В древности эти земли заселяли киммерийцы. Иордан писал, что гунны произвели два яростных народа – альтцигир и савир, местожительство которых, однако, различно: «у альтцигир оно в Крыму возле Херсона, летом они кочуют, широко раскидывая свои жилища там, где их привлекают пастбища для скота, а зимой удаляются в страны, лежащие над Понтийским морем». На скифской земле возле Меотийского болота, бывшей земле киммерийцев, Иордан помещал сивиров и оногуров, и далее «по ту сторону от готов выше Понта распространяются поселения булгар, ставших широко известными за грехи наши». Акациры (агафирсы) помещены им западнее болгар. Мы уже знаем, что акациры или «белые сирийцы» это и есть киммерийцы. Как видим, те же племена, а именно: аргынов (царских скифов или казахов), киммерийцев (кипчакских карлуков, позднее известных как узбеки) и болгар мы встречаем и на древнем Крите. Все они входили в объединение «древних антов». Прокопий Кесарийский приводит легенду. У гуннского царя было два сына, один назывался Утигур, а другой Кутригур. После смерти своего отца, сыновья разделили между собою власть, и каждый назвал своих подданных своим именем. «И в мое время, – писал Прокопий, одни называются утигурами, а другие – кутригурами».
Но КУТРИГ в диалектологическом казахском словаре, это-то же самое, что и КАПШЫК «мешочек (маленький мешок)», т.е. КУТРИГ передаёт этноним кипчаков, а УТИК, это на диалекте ургов, на А-кающем диалекте будет - АТИК «лошадь два» или КИАТ (КИЯТ) «две лошади». Следовательно, племя гуннов альтцигир состояло из кипчаков или кутригуров, живших летом в Крыму, а зимой уходившее на север от Чёрного моря. Вряд ли зимой они жили в степи. Я считаю, что они уходили по муравскому шляху в район Тулы и Москвы, но возможно, что они жили и в старой Рязани.
Племя Утик (Атик, Кият), скорей всего, делилось на двое: левобережных и правобережных – по нижнему течению Кубани. Левобережные, могли считаться белыми сивирами. Это собственно казахи (аргыны) и есть. И правобережные или ОН (ж)АК, т.е. оногуры, могли относиться к чёрным сивирам (чёрным казахам) или чёрным болгарам. Скорей всего по имени тамги – ТОМЕНГИ ШЕКТЫ был назван город ТАМАТАРХА или ТАМАНЬ, а ФАНАГОРИЯ по тамге (ж)ОГАРЫ ШЕКТЫ был городом оногуров. Это отражает древнюю традицию, т.к. в древности река Кубань изливалась в Керченский пролив и разделяла эти местности надвое. Это и есть «река русов» тюркского происхождения, о которой упоминал Идриси. Полуостров с изливающейся рекой напоминает голову волка с высунутым языком. Такой же знак в кипро-минойском обозначает слог WO, т.е. БОРИС «волк».
Сивиры занимали всё пространство предгорий от Чёрного до Каспийского морей. Интересно, что название реки Сулак может переводиться как «левый берег». Все эти перечисленные тюркские племена составляли в древности народ антов или побратимов. В состав антов входили, и еврейские, и адыгские, и абхазские, и осетинские, и вайнахские народности. Когда молодёжь аргынов уходила, старики оставались. Судя по свидетельству Иордана, у антов было 70 старейшин, а, следовательно, и родов. Но трогать антов было нельзя. Когда готы, распяли старейшин антов, гунны моментально вернулись и наказали виновных, да так, что готы оказались в изгнании у границ Римской империи. За тысячи лет до тюркского каганата, аргыны появлялись в Северном Причерноморье под разными именами. Их называли скифами, белыми гуннами, басилами, сивирами. До тюрков они были известны под именем эфталитов или белых гуннов, когда Иран платил им дань за ненападение.
На карте времени раннего средневековья в междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи изображена тамга аргынов или скифов парадарайя, что то же самое, что, и царские скифы, и эфталиты, т.е. белые гунны. Карта отображает время до Тюркского Каганата, когда эфталитам платил дань Иран за ненападение. Как известно, только в союзе с тюрками Иран смог освободиться от эфталитов.

На другой приведённой карте Западный Кок Тюрк Каганат занимает территорию Западного Казахстана. Я считаю, что его границы могли захватывать племя сивиров за Волгой. Ведь сивиры относились к небесным тюркам (см. Фестский диск). Выше уже говорилось, что аргыны могли носить названия СИВИР и ГОЗ. Но ещё раньше они носили имя басилы или «главный; головной иль».

Арабский историк и географ ал-Масуди в «Золотых лугах» называет хазар тюркскими савирами. А сама Хазария носила название в еврейских источниках как страна Арканус. Цитата из Русской Семёрки: «Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий». Как видно из этого отрывка хазары не были новичками в этих местах. Обращаю Ваше внимание на фразу Якуби, что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них». Греческие и русские летописи называют хазар скифами.
Даже язык сохранил свидетельство о тождестве хазар и гуннов, а значит скифов. Ср. КАЖЫР "сила; упорство; энергия", а также КАЖЫРЛЫ "несгибаемый; упорный; энергичный" и хазары, «неукротимые» гунны. Сивиры жили в Предкавказье, но судя по названиям городов Биляр и Сувар, часть аргынов создала с булгарами Волжскую Болгарию. Недавно прочитал, что казанские археологи обнаружили древний казахский след в истории Казани. С каждым днём фактов будет накапливаться всё больше и больше.
До прихода половцев, эти степи уже назывались Дешти Кипчаком. Слово Абулгази: «Урусы, Олаки, Маджары и Башкурды возмутились [против Огуз-хана]. Дав Кыпчаку много илей и нукеров, [хан] послал [его] в те края, на берега Тина и Итиля. Триста |295| лет царствовал Кыпчак в тех местах. Все кыпчаки — его потомки. Со времен Огуз-хана и вплоть до времен Чингиз-хана на Тине, Итиле и Яике, на берегах этих трех рек, других илей, кроме кыпчакского, не было. Они жили в тех местах в течение четырех тысяч лет. Поэтому те места и называют Дешт-и кыпчак — Кыпчакская степь».
Абулгази пишет по древней традиции, т.е. соединив две полы времени. Из приведённого отрывка можно понять, что имя Кипчак было традиционным династийным именем, как и имя Огуз-хан. За 4 тысячи лет до Чингизхана, был древний властитель с именем Огуз-хан, а кипчаки жили в Дешти-Кипчаке с тех пор. Это и есть древние киммерийцы. Как я показывал в предыдущих постах, ещё раньше в этих местах жили аргыны, т.е. скифы или белые гунны. Они уходили и приходили вновь на протяжении многих тысяч лет, периодически сменяя друг друга. Кипчаки – внутреннее «нюхающее» племя или «живот; середина». Как мы помним, с верхнего палеолита тюрки делились на передних и задних, Арконских (аргынских) и Алтонских (алтайских). К этим двум надо прибавить середину, которая объединяет. Я уже писал, что на территории центральной России жил народ чудь. Известно, что от них остались деревни с названиями: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». Возможно, что чудь «белоглазая» это всё-таки наши предки…
Если подвести итог по заявленным языкам, то язык, от которого произошёл древний хаттский и язык скифов-хатов Птолемея, один и тот же. Это язык кунов-куманов-кипчаков-половцев… Мои друзья на этом сайте наверняка заметили, что я какое-то время не печатался и, как бы, пропал из эфира. Всё время было посвящено баталиям на сайте «Новости Археологии, Антропологии и Истории». За всё время баталий, я получил только один комментарий, в ответ на мои, с которым я полностью согласен. Этот комментарий принадлежит Геннадию Воле.
Геннадий Воля Гуны-Куны жили Qunnigardia - Литва,

они же у немцев (v)аланы, которые у греков-ромеев: рос-аланы, рокс-аланы, а у Нестора поЛАНы, от руского-укр. слова лан - поле, равнина, страна.

половцы-половчане-полочане - жители города Полотск, в Литве средневековой!

По- разному называется один и тот же народу у разных народов на разных языках!

(Turkish: kuman/plural kumanlar[1]
Hungarian: kun/plural kunok;[2]
Greek: Κο(υ)μάνοι, Ko(u)mánoi;[3]
Latin: Pallidi, Comani, Cuni,[4]:31
Romanian: cuman/plural cumani,
Polish: Połowcy, Plauci (Kumanowie),
Russian: Половцы, Polovtsy;
Ukrainian: Половці, Polovtsi;
Bulgarian: Кумани,
Czech: Plavci,
Georgian: ყივჩაყი, ყიფჩაღი,
German: Falones, Phalagi, Valvi, Valewen, Valani)
От себя добавлю, что этот язык сохранился в Кодексе Куманикусе. Это кипчакский язык с огузским влиянием, т.е. как и писал Бируни, язык аланов относился к смешанным тюркским языкам. На этом можно и закончить этот пост.
Автор: Темиргали Петрович Изъящев
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте