EXPO-2017

История EXPO

09.10.2013

11756

История Всемирных выставок

История Всемирных выставок начинается с «Великой выставки промышленных работ всех народов», состоявшейся в Лондоне в 1851 г., и продолжается по сегодняшний день. В 1928 г. в Париже для регулирования выставочной деятельности было образовано Международное бюро выставок (МВБ). На сегодняшний день это одна из самых давних и представительных международных структур (в ее состав входит 166 стран). Международное бюро выставок следит за соблюдением принципов и задач Всемирных выставок; в рамках международного сотрудничества проводятся мероприятия в образовательной сфере, в сфере инноваций, встречи по обмену мнениями и развитию глобального диалога по общечеловеческим проблемам.

Выставка ЭКСПО

Посетители Всемирной
выставки в Филадельфии 1876 г. МВБ.

Места проведения Всемирных выставок и их темы определяются с учетом политического, экономического, географического и культурного контекста. В XIX веке, во времена Промышленной революции, движений романтизма и позитивизма – складываются благоприятные условия для развития выставочного движения. С самого начала своего существования Выставки являются проявлением стремления к солидарности между народами; именно поэтому они становятся одновременно и «витриной», и форумами обсуждения вопросов, связанных с прогрессом человечества. Порой одновременно со Всемирными выставками празднуются торжественные даты; Выставки становятся связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Так в 1889 г. в Париже отмечается столетие Французской Революции, в1876 г. в Филадельфии – столетний юбилей провозглашения независимости США; в 1893 г. в Чикаго и в 1992 г. в Севилье – пятисотлетие открытия Америки, а в 1915 г. в Сан-Франциско – открытие Панамского канала.

Выдающиеся здания. Экспериментальные города



Токийский дворец, Архитекторы Дондель и Обер. Париж 1937г. МВБ.

В 1851 г. в Лондоне впервые опробована идея проведения Всемирной выставки в ОДНОМ ЗДАНИИ, в центральной части города, в котором разместились бы все экспонаты. Для этого сооружается Хрустальный дворец - новаторская для того времени постройка, в которой опорная структура оранжереи сочетается с революционными по своей новизне инженерными конструкциями, повторяющими рисунок прожилок на листьях гигантской кувшинки «Виктория Регия». Хрустальный дворец воздвигается как храм новой религии, исповедуемой новым обществом, преклоняющимся перед техникой.

Начиная с 1855 г. концепция проведения Всемирных выставок в одном здании изживает себя, и рождается новая форма организации выставочного пространства - выставочные площадки. Появляются международные выставочные городки. “Белый город” в Чикаго в 1893 г. - первый пример такого городка, однако эта форма размещения выставок будет использоваться и в дальнейшем: экспозиция располагается вокруг озера, среди каналов y проток.

Среди видов искусств, представленных на Всемирных выставках, важное место отводится архитектуре. Города, принимающие выставки у себя, стараются выстроить выдающиеся, уникальные здания, ставшие бы символическим выражением современности, технического прогресса, открытости и узнаваемые во всем мире: Атомиум в Брюсселе, Национальный дворец Монжуич в Барселоне, Эйфелева Башня в Париже…

Уникальное событие



“Такси-трициклы” на Всемирной
выставке в Брюсселе, 1958 г.

«Выставка Экспо» является спектаклем сама по себе и гигантской «театральной сценой мирового масштаба», на которой разворачиваются культурные и творческие события. Посетителю представлены наследие и история Всемирных выставок, изобилующая забавными историями, весельем, удивительными и неповторимыми событиями, связанными с появлением новых форм развлечений: путешествия на воздушном шаре, дирижаблях, первые шаги кинематографа…

Публика стекается на Всемирные выставки не для ученых занятий, и не за новыми знаниями, а за развлечениями, влекомая тягой к удивительному. Так на Всемирных выставках последней трети XIX века возникают парки аттракционов, предшественники ныне существующих.

От выставок-витрин к выставкам-форумам

Появление и становление Всемирных выставок приходится на времена стремительного научно-технического прогресса. Самые разнообразные удивительные механизмы и приспособления – лифты, транспортеры, швейные машинки, а также телеграф, электрическое освещение, холодильные установки, роботы – все эти изобретения, привычные для современного человека, были впервые представлены на различных Всемирных выставках.

Но Всемирные выставки – это и место работы и дискуссий, возможность привлечь внимание к мировым проблемам. В период после Второй мировой войны в выставках находит отражение стремление к сочетанию технологического прогресса с жизнью и устойчивым развитием.

Инновации и современность

К участию во Всемирных выставках привлекаются талантливые поэты, художники, скульпторы. Вагнер, Штраус, Верди пишут для выставок специальные музыкальные произведения. Выставки становятся великолепными художественными галереями, в которых представляют свои работы как художники академического стиля, так и самые смелые авангардисты. В 1867 г. Мане делает зарисовки Всемирной выставки в Париже, в 1939 г. Дали оформляет павильон сюрреализма в Нью-Йорке, а в 1937 г. Пикассо выставляет «Гернику», ставшую символом XX века, на выставке в Париже.

Двигатели развития

Для городов-хозяев Всемирные выставки – замечательная возможность сделать шаг в будущее. Выставки представляют собой огромный экономический потенциал для самих городов и регионов: новейшие технологии, оборудование, системы транспортных перевозок и обслуживания, передовые разработки в области градостроительства и архитектуры. Все это навечно оставляет в городе память о прошедшей Всемирной выставке.


Вид с террасы павильона мануфактур, Чикаго, 1893 г. МВБ.

Всемирные выставки будущего
Всемирные выставки – уникальные по своему масштабу, новаторству и количеству посетителей события. На сегодняшний день МБВ насчитывает 166 государств-участников, и все они хотят принять Экспо у себя, провести столь значительное событие на своей земле. На будущее намечены: Всемирная универсальная выставка в 2015 г. в Милане- “ Накормить планету, энергия для жизни”; Международная специализированная выставка в 2017г. В Астане (Казахстан) – «Энергия Будущего».

МИР В ДВИЖЕНИИ 1851-1900

Всемирные выставки зарождаются в XIX веке на волне невиданного прежде роста экономики и торговли, в то время, когда империалистическая Европа времен Промышленной революции правит миром.

«Хрустальные дворцы» и «галереи машин»

Фонтан Уоллеса, Парижская выставка, 1878 г. МВБ.

В XIX веке карнавалы, ярмарки и рынки доиндустриального сельскохозяйственного мира воедино и постепенно обретают новую форму – превращаются в промышленную выставку. Такие выставки становятся настоящими «витринами», в которых страна, принимающая выставку, выставляет свою продукцию и демонстрирует свое экономическое могущество. Выставка 1851 г. в Лондоне - ярчайший пример такой «выставки-витрины».

Хрустальный дворец, творение архитектора Джозефа Пакстона – воплощение предпринимательского духа викторианской Англии. В этом гигантском произведении искусства, в его металлических конструкциях со стеклянным заполнением, отразился мир механизмов и изобретений, которым суждено было безвозвратно изменить жизнь людей. Огромные «галереи машин» стали лучшей рекламой выставки и ее сенсацией.

Барометр общества

Популярность Всемирных выставок растет, и будучи воплощением прогресса и промышленного развития, они становятся гарантией успешного будущего для стран, принимающих их. Символом Всемирных выставок XIX века стала Эйфелева башня. Поднявшийся на невероятную 300-метровую высоту зритель получал возможность оторваться от реального мира и отдать должное достижениям инженерного искусства. Взгляд с высоты Эйфелевой башни – это широкий панорамный взгляд гражданина Европы, ошибочно возомнившего, что со своего возвышения в центре мира он правит даже самыми удаленными уголками планеты.


Ротонда с самым большим на момент строительства куполом в мире, Всемирная выставка в Вене, 1873 г. МВБ.

ОТ КРИЗИСА – К ВИДЕНИЮ БУДУЩЕГО 1900-1939

Из-за соперничества между колониальными империями и воинствующего национализма народов в 1914 г. разражается первый военный конфликт всемирного масштаба. Ду Прекрасной эпохи, стремление к миру и согласию погибают в траншеях мировой войны.

Русская революция, Великая депрессия, начавшаяся в 1929 г., становление тоталитарных режимов, утраты веры в демократию, перевооружение – все это создает ощущение неизбежно надвигающегося военного конфликта. Всемирные выставки становятся пристанищем, где можно укрыться от угроз и тревог.

Всемирные выставки – орудия колониальных махин

Выставки превращаются в орудия колониальной системы. Придумывается география, сочиняется история, приукрашиваются и расцвечиваются жизнь и быт местного населения колоний, в экзотических тонах представляется его существование в гармонии с природой, являя собой противоположность современной жизни в большом городе.

Инновации

Время расцвета авангардных художественных течений и разрыва с академическими традициями. Парижская выставка 1937 г. становится триумфом современного искусства: Рауль Дюфи представляет панно «Фея электричества», а Роббер Делоне оформляет авиационный павильон.

Авангард и зрелищность

В 1904 г. в Сан-Луисе посетители впервые смогли отпробовать чай со льдом, горячий горошек, трубочку с мороженым и полюбоваться инкубаторами для новорожденных. В 1939 г. в Нью-Йорке были представлены первые достижения RCA в области телевидения и первая водяная турбина.

МИРНЫЕ ВРЕМЕНА И ОСОЗНАНИЕ 1958-1970

Человечество выходит из Второй мировой войны измотанным и искалеченным нравственно и физически, с ощущением необходимости духовного обновления. Стремление к миру и прогрессу проявляется в создании Организации Объединенных Наций и находит отражение в духе Всемирных выставок.

Но радужные надежды и благие намерения вновь разбиваются о реальность: война в Корее, холодная война, двухполярный мир, ядерная эра…В связи с деколонизацией на африканском и азиатском континентах появляются новые государства, а вместе с ними – новые взгляды на международные вопросы. Всемирные выставки приобретают еще более универсальный, всеобъемлющий характер.

Микрокосмы мирового общества


Всемирные выставки становятся местами развлечений и проведения досуга: парк “Ла Ронд” в Монреале, “EXPOland” в Осаке. В 1967 г. в Монреале показывается фильм-представление “Лабиринт” Романа Кройтера, создание которого обошлось в 4,5 миллионов долларов.

Брюссельский Атомиум, геодезический купол Фуллера и «Хабитат 67», спроецированный израильским архитектором Моше Сафди в Монреале в 1967 г., «Космическая игла» в Сиэтле и «Башня солнца» в Осаке становятся выражением стремления человечества ко всему новому и современному.

Формирование общества потребления

Всемирные выставки становятся местами развлечений и проведения досуга: парк “Ла Ронд” в Монреале, “EXPOland” в Осаке. В 1967 г. в Монреале показывается фильм-представление “Лабиринт” Романа Кройтера, создание которого обошлось в 4,5 миллионов долларов.

К космической эре

Тема Всемирной выставки в Сиэтле в 1962 г. - “Человек в космическую эру". В 1967 г. в павильоне США в Монреале зрителям представляются космические корабли. Благодаря выставкам в годы угрозы ядерной катастрофы налаживаются связи между народами и укрепляется сотрудничество. Так в год празднования столетия Канадской конфедерации темой выставки в Монреале становится название одного из произведений Сент-Экзюпери – «Планета людей».

Устанавливается новый мировой порядок, и на EXPO 1970 в Осаке Япония заявляет о себе как о новой мировой державе. Центр события - площадь Фестивалей, на которой воздвигнут символ выставки – Башня солнца. В павильоне США выставлен лунный камень, доставленный астронавтами космического корабля «Аполлон-12».

ЭРА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1974-1998

Мировой нефтяной кризис семидесятых годов становится очередным этапом переосмысления проблем окружающей среды и вопроса энергоресурсов. Мир перестает быть двухполярным, и девяностые годы пронизаны ощущением оптимизма и надежды. Возникают новые формы взаимодействия между центром и периферией, сокращается разрыв между Севером и Югом, усиливается роль ООН в качестве форума народов, международные отношения приобретают многосторонний характер.

Одновременно с этим стремительно развиваются новые технологии: в связи с появлением микропроцессоров, компьютеров, интернета революционным образом меняются связь, транспорт и повседневная жизнь каждого. Процесс глобализации охватывает все человечество - «деревню с Землю величиной». Выставки отражают изменения и новые тенденции.

Кризис и беспокойство



Павильон речной и морской навигации, Экспо Севилья 1992 г. А.О. Агеса.

Во время Всемирных выставок затрагиваются самые актуальные проблемы международной жизни, такие как энергетический кризис и вопросы экологии. Первая после окончания холодной войны выставка проходит в Севилье в 1992 г. На ней представляет свой, единый павильон объединенная Германия, свои собственные, независимые павильоны у Прибалтийских государств.

Налицо готовность затрагивать в ходе проведения выставок самые животрепещущие темы: устойчивое развитие, экологические проблемы, вопрос потребления природных ресурсов. На выставке в Севилье интерес к окружающей среде проявился следующим образом: в выставочном городке был создан специальный микроклимат, позволивший гостям и участникам с легкостью перенести летнюю андалузскую жару.

Празднование открытия новых земель

Всемирные выставки всегда были прекрасным поводом помянуть прошлое и извлечь из него пользу для будущего. В 1986 г. В Ванкувере справляется столетие города, а в Брисбене, спустя два года, празднуется двухсотлетие Австралии; в Севилье и Генуе, где родился Колумб, отмечается пятивековой юбилей открытия Америки, в Тэджоне в 1993 г. - сто лет с тех пор, как Корея впервые приняла участие во всемирной выставке (в Чикаго в 1893 г.), а в Лиссабоне в 1998 г.- пятисотлетие прибытия Васко да Гама в Индию.

В Севилье для размещения выставки впервые используются памятник истории, здесь же приобретается опыт использования выставочной площадки после окончания выставки: монастырь Санта-Мария-де-лас-Куэвас, построенный в XV веке, стал, наравне с мостами Баркета и Аламильо, символом выставки, а на острове Картуха сегодня находится технологический университетский и развлекательный парк Картуха 93. На выставке в Севилье представлены самые выдающиеся экспонаты, привезенные со всего мира: “Золото Америки” - лучшая экспозиция золотых предметов доколумбийской эпохи, огромный айсберг размером в 60 метрических тонн. На выставке также открыты тематические павильоны, посвященные временам открытия Америки.

ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕКРАСНЫМ 2000-2010

11 сентября, ощущение уязвимости, неуверенности, терроризм, распространение оружия массового уничтожения, пандемии, изменения климата, миграционные потоки, проблемы бедности, поиск энергетической безопасности – радостные надежды предыдущего десятилетия не оправдались.

На международной повестке дня – новые задачи; для их выполнения необходим общий взгляд и всеобщее участие. Всемирные выставки по-прежнему являются местом встреч народов мира и поиска оптимальных взаимосвязей и распределения функций.

Новое тысячелетие, новые ценности


Знаки конусоидальной формы,павильон Джама Дж.Вил. Айчи 2005 г.

Всемирные выставки нового тысячелетия отвечают требованиям современного общества: на них представлены новые технологии, достижения дизайна, сфера досуга и развлечений, новые архитектурные разработки; однако одновременно с этим выставки являются местом обсуждения и проработки новых важнейших понятий: экология, пацифизм, терпимость, взаимоуважение и диалог между культурами и народами. Выставки становятся проводниками новых ценностей.

К гармонии между технологиями и устойчивым развитием

Устойчивое развитие, равномерный рост, проблемы окружающей среды, границы технологий – это те актуальные вопросы, которые отражаются в темах выставок десятилетия. Девиз выставки 2000 г. в Ганновере - «Человечество, природа и технологии»”, в 2005 г. в Айчи – «Мудрость природы», в 2008 г. в Сарагосе – «Вода и разумное развитие» и в 2010 г. в Шанхае - «Лучше город – лучше жизнь».

Приоритетными направлениями становятся сотрудничество и передача знаний. Выставка в Ганновере, прошедшая под девизом «Человечество, природа и технологии», способствовала развитию проектов по сотрудничеству по всему миру, от Аляски до Гавайев. На выставке в Шанхае в зоне лучшие практики градостроительства» представители городов всего мира обменялись опытом в области повышения качества городской жизни.

Стремление к лучшему

Всемирные выставки – по-прежнему являются прекрасной возможностью представить свою страну в самом выгодном свете: объединенная Германия принимает участие в Ганноверской выставке 2000 г. Выставка в Айчи дает возможность отвлечь внимание от затянувшегося кризиса в Японии. Выставка в Сарагосе - пример того, как города средней величины стремятся привлечь события международного масштаба. Всемирная выставка в Шанхае в 2010 г. и Олимпийские Игры в Пекине в 2008 г. подтверждают становление и мощь Китая.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В АЙЧИ 2005

С 25 марта по 25 сентября 2005 г. Япония принимает у себя очередную Всемирную выставку под девизом «Мудрость природы». Выставка размещается на холмах к востоку от города Нагоя, в городах Нагакута, Тойота и Сето.

Эта Всемирная выставка – первая в XXI веке. Ее тема – движение к обществу будущего, опираясь на мудрость и силу всех народов мира, обществу, в котором воцарится настоящая гармония.

Новые взаимоотношения между человеком и природой


Выставочная площадь, Айчи, 2005 г.

Выставка площадью в 170 га расположилась на холмах к востоку от города Нагоя, в японской префектуре Айчи. Она состоит из двух зон, сообщение между которыми осуществляется по канатной дороге: Нагакута, площадью в 157 га – место проведения основных мероприятий, и Сето – царство природы, раскинувшееся на 15 га, духовный центр выставки, место, где посетителю представляется возможность напрямую пообщаться с живой природой.

В соответствии с темой выставки выполнен и павильон принимающей страны - Японии: это прочная конструкция корзинообразной формы, покрытая бамбуком. Павильон обустрое с использованием разнообразных экспериментальных технологий; в нем установлена инновационная система энергоснабжения, позволяющая снизить нагрузку на систему кондиционирования воздуха, и кровля из фотокаталитических элементов. Концепция павильона основывается на трех важнейших принципах: утилизация, экономное расходование и переработка.

Конструкция павильона должна продемонстрировать значение природы в жизни японцев, их стремление соединить природу, знания и технологии, и наладить отношения, по-прежнему неустойчивые, между человеком и природой. Среди экспонатов - « Видение земли» - модель земного шара со сферическим экраном 360°.

Великая межкультурная симфония

Экспозиции 125 стран и международных организаций расположились в 6 «Общих зонах». Япония представлена многочисленными частными павильонами, где посетители знакомятся с самыми передовыми технологиями. Некоторые из этих павильонов становятся главнейшими достопримечательностями выставки – например павильон компании «Тойота» со спектаклем роботов.

Выставка продолжается 185 дней, и в течение всего этого времени не прекращаются представления и спектакли. Выставочная площадь представляет собой сценическую площадку под открытым небом с гигантскими современнейшими экранами, и трансляция событий с этой сцены ведется на весь мир. На “Острове сокровищ Ванаку” выставочному сообществу и посетителям предлагаются разнообразные развлечения.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В САРАГОСЕ 2008

С 14 июня по 14 сентября 2008 г. один из самых значительных городов Испании принял у себя Всемирную выставку под девизом "Вода и устойчивое развитие". В течение трех месяцев всех внимание было сосредоточено на теме воды.


Выставочный город площадью 25 га будет спроектирован самыми выдающимися архитекторами-авангардистами. Все пространство выставки наполнилось волшебством и сюрпризами; здесь был представлен имитатор цунами и самый большой пресноводный аквариум в Европе. Посетители смогли отведать национальную кухню и поучаствовать в праздниках всех стран мира, а также узнать и попробовать все, что связано с водой.

Казахстан на EXPO-2008

ВПо итогам EXPO-2008 в Сарагосе, среди 104 стран-участниц, по категории "С" павильон Казахстана был удостоен бронзовой награды за третье место по критериям внешнего и внутреннего оформления.

Во время своего визита на международную выставку "EXPO-2008, Сарагоса" Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев упомянул о необходимости проведения подобного мероприятия в г.Астане.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В ШАНХАЕ 2010

В 2010 г. на протяжении 184 дней – с 11 мая по 31 октября – в Китайской Народной Республике проходила Всемирная выставка. Тема выставки - “Лучше город – лучше жизнь”. 198 стран и 27 международных организаций приняли участие. Выставку посетило около 70 млн. посетителей.



Выставка разместилась в прибрежной зоне, на обоих берегах реки Хуанпу, между мостами Нанпу и Лупу, на площади в 5,28 км². Входной билет давал право на осмотр 3,28 км² выставочных площадей. «Ось EXPO» проходила по наиболее важной и интересной для гостей части выставки. «EXPO парк» - это зеленый массив, открытый для посетителей и находящийся на территории выставочного городка.

Зона «лучшие практики градостроительства»

Впервые такая зона была открыта именно на Шанхайской выставке. Здесь были представлены оригинальные проекты по повышению качества жизни в городах. Зона была задумана как площадка, на которой представители городов смогли обменяться опытом в области развития и застройки городов.

Казахстан на EXPO-2010

Павильон Казахстана был расположен в зоне "Азия" по соседству с Японией и Южной Кореей. Главная цель казахстанского павильона на EXPO-2010 Шанхай - международное позиционирование Астаны как самой молодой и динамично развивающейся столицы мира. Тема национальной экспозиции Казахстана "Астана - сердце Евразии". Павильон посетило около 1 млн. человек.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В ЁСУ 2012

C 12 мая по 12 августа 2012 года Южнокорейский город Ёсу принял у себя Международную специализированную выставку под девизом "Живой океан и побережье".

Помимо самой выставки EXPO, на выставочной территории размером в 250,000 кв.м. располагались EXPO городок, парковка, парки, зеленые насаждения, рестораны, музеи и кафе.

Место расположение выставки было выбрано не случайно и расположено на живописном берегу океана, что полностью отвечает тематике выставки.

Территори выставки выходит на морской Национальный Парк Халюсидо и остров Одонг, и окружена 317 островками, имеющие идеальные природные условия, которые оживят тему EXPO.

EXPO-2012 Ёсу предоставило возможность улучшить представление международного сообщества о функциях и ценностях мирового океана и побережья и признать необходимость налаживания сотрудничества в морской сфере.

Казахстан на EXPO-2012

Казахстан представил свой павильон в четвертый раз на ЭКСПО Всемирной универсальной выставки. Павильон Казахстана был построен с учетом традиций и инноваций в культуре и науке, бизнесе и туризме. Павильон был посвящен теме воды, и повествовал об истории и традициях Казахстана, его современной жизни и его перспективы на будущее.

Наш павильон состоял из 6 зон. Посетители увидели и приняли участие в интерактивных шоу, которые транслировались по всему павильону. Павильон Казахстана уделял особое внимание Астане, в то время еще города-кандидата проведение ЭКСПО-2017 по теме «Энергия будущего».

Источник: www.expo2017astana.com

«« | »»
Последние новости