ВходРегистрацияО проектеFAQКонтакты
  
Внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале. Создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП.
Доступ к мировым информационным ресурсам: Thomson Reuters, Science AAAS, Oxford University Press и др.
Стратегия "Казахстан-2050"
"Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки,
умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни"
Н.А. Назарбаев
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! В диссертационном зале
АО «НЦНТИ» открыт доступ к Электронной библиотеке
диссертаций Российской государственной библиотеки

(ЭБД РГБ).  Предоставляются услуги просмотра полного текста диссертации или автореферата и их распечатка.
Также предоставляется доступ к  зарубежным базам данных:
1.Web of knowledge (THOMSON REUTERS)
2.Science Direct
3.eLibrary.ru
Телефон для справок: 378-05-58
 
Видео заседаний и интервью председателей ННС
 
Карта науки Республики Казахстан
Интерактивная
Карта Казахстана
Бесплатный доступ к базам данных
Погода и курсы валют
Информационный сервер xFRK: валютные баннеры для Вашего сайта
Коллекция трудов казахстанских ученых
Вопросы теоретической базы к курсовым работам специальности «дизайн»
Тематика: 

Введение

Любая теория - это продукт действия, т.е. практики. Рождаясь из нее, она способствует ее перспективному развитию. Иными словами, теория и практика по сути неразделимы и лишь в ходе их эволюции возникают отдельные моменты, свидетельствующие о закономерной прерывности формы и вида деятельности. Эта закономерность наглядно выступает в учебном процессе.

Объекты и методы исследования

На первых двух курсах студенты специальности «Дизайн» проходят общетеоре¬тические дисциплины во взаимосвязи с практическими заданиями по отдельным дисциплинам. Одним из профилирующих предметов является «Композиция». Данный предмет «предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с вопросами пространст¬венных искусств, разбор и пояснение таких основных категорий композиционного мыш¬ления, как ритм и его разновидности, рассмотрение основных категорий вырази-тельности, как динамика, статика, гармония и их особенности, оттенки, такие, как движение и напряжение, баланс и покой, уравновешен¬ность и синтез и т. д». Необходимо отметить, что студенты проявляют желание узнать о предмете или явлении наиболее полно и всесторонне.

В целях освоения материала студенты должны получить представление о ритме, не только как об условном понятии, но и как о явлении и закономерности онтологического характера: как, например, ритмы солнечной активности, взаимосвязанные с этим ритмы геологических и атмосферных явлений, и до ритмов социальной и биологической жизни.

Кроме таких профилирующих предметов студенты также проходят и компоненты по выбору, предлагаемые к изучению в данном конкретном учебном учреждении. Например, цветоведение, пластическая анатомия, проектная графика и т.д.

Для того чтобы связать эти знания воедино в будущем результате - тематическом учебно-творческом задании, студенты должны ознакомиться и осознать те требования, которые обусловили бы их максимальную активность и оптимальный вариант решения поставленной задачи.

К таким требованиям можно, прежде всего, отнести три группы:
1. Социально-экономические и функ¬циональные:
• Всестороннее знание адресата;
• Удобность в обращении;
• Экономичность в производстве.

2. Пластико - конструктивные:
• Технологические особенности избранного материала;
• Отличительные характеристики его от других материалов;
• Структурные особенности формообразования.

3. Стилевые и эстетические:
• Единство формы и содержания;
• Тематическая направленность;
• Критика формальных решений аналогичных заданий или работ.

Результаты и их обсуждение
Перейдем к тезисным характеристикам каждой из этих групп требований.

Социально-экономические и функциональные:

Всестороннее знание адресата
Художественное достоинство изделий дизайна, продукции как малосерийного так и промышленного производства - категория не только эстетическая, но и экономическая, а именно стимулирует спрос, что повышает у потребителя уровень вкуса, вызывающий его же требовательность, что, в свою очередь, стимулирует эффективность производства. Адресат имеет и более широкий аспект, например. дизайн-программа павильона «Космос», туристического маршрута, учреждения образования, офисов и т.д. Полнота комплекса функциональных требований адресата, предусмотренных в проектных разработках, обеспечивает высо¬кие художественные достоинства произве-денных изделий дизайна.

Удобность в обращении
Решение образного строя замысла про-ходит через сложный комплекс теоретических знаний и практических навыков, а именно через комплекс и их взаимосвязь. Поэтому «неучет» каких-либо аспектов или желание вернуться к ним «потом» влекут за собой опасность последующих неувязок в процессе проектирования и в конечном результате в реализации проекта. Одним из важных факторов полноценного функционирования объектов дизайна является учет комплекса требований эргономики, обеспечивающий безопасность и комфортность деятельности человека, как в конкретной среде, так и в динамике психофизиологической структуры его деятельности, в том числе в специфике зрительного вос¬приятия и процесса утилитарного функционирования объектов дизайна.

Экономичность в производстве
Экономичность в производстве во многом зависит от хороших знаний технологии и рационализации собственно процесса и специфики проектирования и выполнения изделий. Ведь точно адресованная и технически совершенная продукция обретает свою жизнь и эстетическую ценность. Художественное достоинство изделий - это и. как отмечено выше, категория экономическая. Рациональные идеи и находки создают не только экономичность производства, но и экономичность творческих и физических сил - основы создания качественных и подлинно художественных изделий.

Ппастико-конструктивные технологические особенности избранного материала

С технологическими свойствами материалов студенты знакомятся на предметах «Материаловедение для дизайнера» и «Кон- фекционирование». Процесс возникновения замысла заданий по проектированию тесно протекает со знаниями пластико-конструк-тивных возможностей материала. Производственную практику студенты проходят на предприятиях легкой промышленности и типографиях города, и они ясно представляют основные моменты поведения определенных увиденных в процессе производства материалов. Труднее в тех случаях, когда не было общения с материалом, в которых они хотели бы выполнить проекты.

Отличительные характеристики его от других материалов
Из вышесказанного вытекает и убежденность студентов в правильности формирующегося образа и воплощения его именно в данном избранном материале. Время зарождения замысла и его реализации намного сокращается при знании отличительных особенностей характеристики одних материалов от других. Поэтому необходимо добросовестное изучение не только материалов, используемых в определенном проекте, но и других материалов. Именно при сравнительном анализе материалов осознаются их отличительные технологические особенности, которые могут быть выявлены и использованы с учетом их возможностей.

Структурные особенности формо-образования
Создание любой формы - это, с одной стороны, деятельность интуитивного, а с другой - логического характера: возникновение предположения определенных связей образного строя и открытие новых свойств объектов, установление между ними закономерностей и отношений. В основе всякого проектирования имеется цель: создание объемно-пространственных форм; знакомство с общими положениями структурных особенностей формообразования будет способствовать расширению творческой базы у студентов и обострит понимание специфики своего предмета. В широком плане цель проектирования курсовых работ предусматривает не только формально профессиональный поиск способов и методов художественно-композиционного решения, но и учитывает особенности влияния природно- климатических условий, специфику преобразуемого материала и этнокультурных традиций. Это все и обеспечивает полноценное функционирование объектов дизайна. Стилевые и эстетические Единство формы и содержания Формы вещей и предметов исторически изменчивы, зависят от среды, порожденной той или иной эпохой, предметы имеющие одно и то же предназначение, постепенно меняют свою форму. Примеров тому много - эволюция архитектурных стилей и форм, развитие транспорта и предметов быта. Тем не менее, несмотря на смену исторических эпох или наслоений эстетических понятий разных времен и культур, достижения художественной практики остаются. Логика внутренних закономерностей преемственности способствует тому, что художественные качества, как выразительность формы, ритмические взаимоотношения пропорций, масштабная согласованность одних широко бытовавших форм, с отпадением их надобности или прекращением производства, продолжают жить в других формах из других материалов. Таким образом, в объектах ди-зайна нередко сама форма несет содержание. Поэтому излишнее декорирование ведет к украшательству.

Тематическая направленность

Тематическая направленность в работе над созданием проекта учебно-творческих заданий помогает воспитанию в молодых дизайнерах чувства современности, гражданственности. а также выработки и формированию у студентов профессионального мышления на базе мировоззренческих основ. Это также облегчает работу над конкретной выразительностью формы в русле определения собственного стиля. Тематическая направленность требует постоянного привлечения конкретного материала живой действительности. а потому и постоянной работы. С этой целыо необходимы задания на время производственной практики по рисунку, живописи, самостоятельных творческих работ. Во время работы над проектом весьма полезны периодические просмотры не только эскизов по заданию, но и рисунков и набросков с натуры применительно к избранной тематике.

Критика формальных решений аналогичных заданий или работ

Из всего вышесказанного вытекает предпосылка формирования у студентов критического отношения как к своим работам, так и другим. Поэтому им не трудно будет определить формальный подход в решении заданий как своих сокурсников, так и в работах состоявшихся дизайнеров. Некоторые из последних, бывает, пытаются, прежде всего, создавать изделия, пользующиеся повышенной популярностью. Так очень легко можно пойти на поводу поверхностного спроса, не успев определить свои художественно-эстетические критерии, что ведет к творческому бесплодию и потере собственного стиля, в становлении которого требуется разумное использование достоинств моды.

Выводы

Таким образом, подобно тому, как чрезмерное увлечение декором называют «украшательством», так и «модное» нередко выступает в форме нарицания. И если вопрос «Единство содержания и формы» решается через триаду «функция - форма - декор», то и здесь определяющим моментом будет мно-гозначность «функции» с учетом того, что «декор» и «мода» - категории весьма подвижные по отношению к «форме» и «стилю».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Е.Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. - М.: Мысль, 1969. — 183 с.
  2. Муканов М.С. Казахские домашние ху¬дожественные ремесла. - Алма-Ата: Казахстан, 1979,- 120 с.
  3. Методика художественного конструирования.-М.: ВНИИТЭ, 1983,- 105 с.
  4. "Вестник" Алматинского технологического университета, Издание 4 (92),Алматы 2012, - 104с.

Источник: Вестник Алматинского технологического университета, Алматы 2012, стр.114

Автор: K.K МУРATAЕВ, Е.Ю. ПАРФЁНОВА
  2036
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте
050026, Алматы, ул. Богенбай батыра, 221
Тел: 8 (727) 378 0509
E-mail: dir@inti.kz
      Все права защищены
©ННП 2013