Коллекция трудов казахстанских ученых

ПОЛЮСА РОСТА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ – НОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК РОССИИ И КАЗАХСТАНА
Тематика: Региональная экономика

УДК 332.146.2

Ключевые слова: полюса роста, региональная экономика, приграничные регионы.

В настоящее время одной из распространенных и в то же время до конца неизученных теорий управления регионом, является теория полюсов роста.

По мнению большинства ученых, в региональной экономике теория полюсов роста – это концепция, теоретически объясняющая неравномерность размещения различных отраслей хозяйственной деятельности в рыночном пространстве. Согласно этой концепции, среди отраслей региона обязательно выделяются пропульсивные (ведущие) отрасли. Они стимулируют развитие прилегающих территорий, прежде всего за счёт вспомогательных, дополнительных и обслуживающих производств, представляя собой полюсы роста, а их концентрация в определённых районах ведёт к образованию центров развития. После развития в регионе пропульсивной отрасли дальнейшее его комплексное развитие происходит, как правило, под действием механизмов рыночной экономики.

В России полюса роста начали формироваться в переходный период там, где появилась возможность проявления кумулятивного эффекта сочетания благоприятных факторов развития. Практика показала, что применению теории полюсов роста способствовала территориальная структура Российской Федерации. Огромные размеры территории страны делали неизбежным её освоение в виде отдельных центров, вокруг которых постепенно складывалась освоенная территория. По нашему мнению, эта тенденция усиливается в XXI веке по мере сокращения численности населения страны. Можно утверждать, что российское пространство изначально было сильно поляризовано и давно превратилось в систему своего рода полюсов роста, где главный город всегда выполняет для прилегающей территории функцию как организующего начала, так и соединения с общенациональной сетью.

Сложилось так, что два центра, Москва и Санкт-Петербург, резко выдаются над остальными и служат естественной базой для развития нововведений или их восприятия из-за рубежа с последующим распространением по территории страны. Однако взаимодействие этих двух глобальных полюсов роста с остальной страной осуществляется с помощью сети национальных субстолиц. В качестве таких субстолиц выделяют Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск. Система таких столиц сложилась в России уже несколько десятилетий назад, рыночные отношения лишь укрепили их сеть и отрыв от остальных российских центров. Развитие субстолиц происходит в основном за счёт обмена импульсами друг с другом, а не с прилегающей к каждому из них территорией. Образовав довольно автономную сеть, они далеко опережают её в инновациях и степени модернизации общественных отношений. Такая ситуация, по мнению многих ученых, – существенный недостаток сложившейся системы полюсов роста, так как она не обеспечивает высокую скорость распространения модернизации и развития во все части России. В современных условиях региональные столицы не могут охватывать своим влиянием всю свою область или край в связи с их относительно большими размерами, таким образом, в стране образуются обширные территории, лежащие за пределами воздействия общенациональной сети полюсов роста. То есть России нужны не только мега-регионы с супер-центрами, а нужна многоуровневая система центров.

Наряду с этим, важно отметить, что создаваемые в России особые экономические зоны (свободные экономические зоны), в некотором смысле можно рассматривать как прототип полюсов роста. Так, в классическом виде СЭЗ представляют собой четко ограниченные районы, в которых значительно сокращены масштабы государственного вмешательства в экономические процессы, на ее территории действует специфический таможенный и торговый режим, обеспечивающий свободу перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Мировой опыт создания свободных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где эта зона находится. Так сказать, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики.

В России первые свободные экономические зоны были созданы в начале 90-х годов ХХ века, такой статус официально был закреплен за одиннадцатью регионами. Однако, зарубежный опыт в условиях российской экономики, не привел к желаемым результатам. Большинство из созданных свободных экономических зон оказались нежизнеспособными из-за своих необъяснимо больших размеров, неподготовленности правовой системы страны. Кроме того, провозглашение СЭЗ само по себе не вызвало притока капиталов.

По нашему мнению, с целью технологического прорыва территории, повышения уровня жизни ее населения в настоящее время в России необходимо обозначить три типа территорий, сформировавшихся под воздействием глобализации, агломерационных и ресурсных факторов, и которые можно рассматривать в качестве полюсов роста: крупнейшие городские агломерации; экспортно-ресурсные регионы; приграничные регионы на основных путях внешней торговли.

В рамках данного исследования особенно важным представляется изучение именно третьего типа территории. Так, Россия и Казахстан имеют общую административную границу для 13 российских и 8 казахстанских областей, протяженность которой 7,5 тысяч километров. При этом, и в России, и в Казахстане важнейшие экономически развитые, промышленные города, как Уральск, Атырау (Гурьев), Актобе (Актюбинск), Костанай, Кокшетау (Петропавловск), Павлодар, Усть-Каменогорск – в Казахстане, Астрахань, Волгоград, Оренбург, Магнитогорск, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул – в России, расположены вблизи государственных границ, и, вместе с тем, далеко друг от друга, что, несомненно, создает дополнительные предпосылки к более тесному внешнеэкономическому сотрудничеству двух стран.

Необходимость использования новой парадигмы экономического развития приграничных регионов – «трансграничные полюса роста» – объясняется, кроме того, рядом факторов и предпосылок. Отметим основные из них.

В первую очередь это сохранившаяся высокая степень хозяйственной взаимозависимости, которая базируется на отраслевом и суботраслевом разделении труда, региональных взаимосвязях, выходящих за границы новых государств, тесной кооперации на уровне предприятий и научно-технических учреждений. Предприятия АПК, крупные объединения металлургии, химии, машиностроения, электроники и приборостроения, относящиеся к промышленности союзного подчинения, составляют основу промышленного потенциала государств и практически могут работать лишь в режиме тесной производственной и технологической кооперации. Крайне важным является и тот фактор, что оба государства имеют большую территорию и многомиллионное насе­ление. На территории России прожи­вает 147 млн. человек, в Казахстане 15,6 млн. человек. На территории обе­их стран проживают представители более чем 100 национальностей. Кроме того, Россия и Казахстан располагают богатыми природными ресурсами: нефтью, природным газом, углем, редкоземельными элементами, рудами черных и цветных металлов и т.д. Оба государства имеют большие возможности для развития сельского хозяйства, особенно для производства зерновых культур и животноводческой продукции. Россия и Казахстан располагают достаточно развитой транспортной системой, которые традиционно взаимосвязаны с аналогичными европейскими системами, кавказскими, среднеазиатскими и дальневосточными регионами и стра­нами.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что занимая ог­ромную территорию на евроазиатском континенте, Россия и Казахстан создают особое геополи­тическое положение на этом континен­те. Являясь географическим и социокультурным звеном, связывающим ак­тивно интегрирующуюся Европу и бурно развивающиеся страны Азиатс­ко-Тихоокеанского региона и умело используя преимущества межгосудар­ственного экономического сотрудни­чества, оба государства могут уже в ближайшее время занять ведущее мес­то в общемировом разделении труда.

Помимо перечисленных выше исторически сложившихся предпосылок к сотрудничеству, важно отметить и то, что перед Казахстаном и Россией сегодня стоят схожие задачи в частности построения устойчивой экономики. Не исключением является и рассматриваемая нами проблема регионального развития.

Современная региональная экономическая политика Казахстана в перспективе до 2015 года базируется на использовании теории «полюсов роста». В целом предполагается следующая территориальная организация экономики страны:

Северная ось развития сложится в направлении Усть-Каменогорск - Семипалатинск - Павлодар - Астана - Костанай (Кокшетау, Петропавловск) - Актобе - Уральск с выходом на Каспийскую (Атырау, Актау) и Алматинскую (Талдыкорган, Достык) территориально-хозяйственные системы и по всему периметру оси - на приграничные регионы Российской Федерации.

Южная ось развития сложится в направлении граница Китайской Народной Республики (Достык, Хоргос) - Талдыкорган - Алматы - Тараз - Шымкент - Кызылорда - Атырау, Актау с выходом по всему периметру на приграничные регионы центральноазиатских государств.

Центральная ось развития сложится в направлении Астана - Караганда - Алматы с ответвлениями на Балхаш, Достык и выходом на Китай, а также на Жезказган с перспективой выхода в направлении морских портов Западного Казахстана.

Важнейшими узлами формируемых осей развития станут динамично развивающиеся города-лидеры и опорные города, являющиеся крупными экономическими центрами территориально-хозяйственных систем, конкурентоспособные в мировом, региональном и национальном разделении труда.

По поводу развития городов предусматривается приоритетное развитие городов двух уровней:

- два-три крупных города-лидера общенационального, а в перспективе центральноазиатского уровня, которые станут важнейшими узлами в евразийской системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов;

- опорных городов национального и регионального (областного) уровней, концентрирующих в себе экономическую активность в своих регионах и выступающих катализаторами формирования конкурентоспособных региональных кластеров и обеспечивающих выход регионов на национальный и внешние рынки.

Рассматривая концепцию развитии регионов в целом, важно отметить, что в отличие от ранее устоявшейся практики планирования сейчас ставится задача не устранить межрегиональные диспропорции, а создать условия для рациональной территориальной организации экономического потенциала, эффективного использования природных, экономических и трудовых ресурсов, географического положения.

На смену концепции равномерного развития территорий должна прийти концепция поляризованного развития, где полюсами роста могут стать наиболее динамично развивающиеся города или регионы на сопредельных территориях, интегрированные с региональными и глобальными рынками и выступающие в роли "локомотивов" для всех остальных регионов страны, а в перспективе для всего центральноазиатского региона.

Источник: Вестник ИНЖЭКОНа. – 2011. – №5. – С. 451–454. – 0,25 п.л.

Автор: Пермякова Елена Сергеевна, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева
  3646
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте