Коллекция трудов казахстанских ученых

Разработка кейсов для формирования готовности будущих учителей иностранного языка к педагогической деятельности через дисциплину «Психология обучения иностранным языкам»
Тематика: 

УДК 378.4

Ключевые слова: Педагогическая ситуация, педагогическая задача, готовность к воспитательной деятельности.

В условиях подготовки будущих учителей иностранного языка наибольшее внимание уделяется его учебным умениям, концентрированных на предмете «Иностранный язык». В данную группу входят дисциплины профилирующего цикла.

Анализ стандарта подготовки будущих учителей иностранного языка показывает, что из 39 дисциплин 13 (Содержание образовательных программ по специальности 5В011900 – «Иностранный язык: два иностранных языка») дисциплин приходятся на психолого-педагогический цикл, то есть треть всех дисциплин направлена (прямо или косвенно) на формирование готовности будущих учителей иностранного языка к педагогической деятельности. Несмотря на вышеуказанные данные, у большинства студентов имеется негативное отношение к педагогической деятельности. К причинам негативных настроений студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла можно отнести следующее:

1. Ориентация преподавателя на силлабус и его форсированное следование;
2. Чрезмерная перегрузка теоретическими изысками и слабо развитая интерактивность на занятиях;
3. Наличие внешней отрицательной и внешней положительной мотивации у студентов;
4. Ситуативные факторы (приоритетность владения языком над педагогической направленностью и установкой на данный вид деятельности).

Для переосмысления роли и места психолого-педагогических дисциплин в процессе формирования готовности будущих учителей к педагогической деятельности возможно применять активные методы обучения. Одним из видов данных методов является метод кейсов (Case-study method).

Понятие кейса, в первую очередь, онтологически относится к сфере юриспруденции (Гарвардская и Европейская модели кейсов), в которой кейс рассматривался как пример из реальной жизни, направленный на выработку практических умений решения ситуаций.

В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать практическую подготовку будущего учителя иностранного языка. Особым фактором, повышающим интерес к данной профессии, является введение дисциплин психолого-педагогического цикла на иностранном языке, основанное на принципах интеракции. В КГПИ (Костанайском государственном педагогическом институте) внедрено преподавание дисциплины «Психология обучения иностранным языкам» на английском языке для студентов 3 курса специальности бакалавриата 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка». По данной дисциплине разработан УМКД - учебно-методический комплекс дисциплины, - включающий рабочую программу, силлабус и необходимый банк вспомогательного материала. Особенностью курса является его тесная связь с методикой преподавания иностранных языков, психолингвистикой, возрастной психологией, общей психологией и общей педагогикой.

При отсутствии фактора внедрения дисциплин психолого-педагогического цикла на иностранном языке, необходимо использовать отдельные элементы данных дисциплин при изучении профилирующего модуля программы подготовки будущего учителя иностранных языков. Подготовка будущего педагога должна быть систематична, непрерывна и проходить через всю подготовку будущего учителя, а не заканчиваться на уровне изучения дисциплин психолого-педагогического цикла. Так, имеется возможность применять психолого-педагогические задачи на занятиях по ЯСЦ С1 (Язык для специальных целей, уровень С1) перед непосредственным прохождением производственной и педагогической практик.

При подготовке будущих учителей иностранного языка особого внимания заслуживает применение алгоритмов анализа и решения педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве [3, с.109]. Анализ педагогической ситуации предполагает:

Целесообразно познакомить будущих учителей-воспитателей с возможными алгоритмами решения педагогических ситуаций для предоставления свободы выбора и действий учащихся.

1. Анализ среды, в которой возникла ситуация,
2. Выявление объектов и субъектов воспитания,
3. Характеристику взаимоотношений субъектов,
4. Формулировку педагогических проблем и педагогических задач.

Решение педагогической ситуации включает следующие этапы:
1. Выдвижение гипотезы,
2. Выбор оптимального варианта действий педагога,
3. Детализация,
4. Анализ предполагаемых результатов [5, с.89].

Многие ученые-исследователи выделяют различные типы педагогических задач. К примеру, Н.В. Бордовская, А.А. Реан, выделяют следующие типы:

• задачи педагогической диагностики
• задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности уче¬ников;
• задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
• задачи по организации деятельности учащихся;
• задачи по формированию общественного мнения коллектива;
• задачи по переориентации ученика;
• задачи по изменению отношения к учению;
• задачи по закреплению привычки, интереса;
• задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;
• задачи по росту самостоятельности;
• задачи на развитие и проявления творчества;
• задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;
• задачи по педагогическому стимулированию;
• задачи по самовоспитанию [2, с. 260-261].

Решение педагогических ситуаций (в зависимости от типа ситуации) может быть использовано во всех формах организации учебно-воспитательной деятельности:

1. на лекции – с целью активизации знаний, обобщения, поддержания интереса, связи теории с практикой, иллюстрации, углубления имеющихся знаний;
2. на семинарских занятиях – для проверки и коррекции усвоения теоретических знаний и их практического приложения, для актуализации знаний, выработки практических;
3. на практических занятиях (СРОП-СПЗ) – с целью отработки практических умений на основе знаний, формирования навыков педагогического анализа, развития творческого воображения и педагогического мышления.

Особое место занимают педагогические ситуации во время обучения иностранному языку на занятиях по Базовому основному иностранному языку В2, Языку для специальных целей С1-С2, так как решение педагогических ситуаций предполагает использование языка как средства общения и отработку основных положений по теории воспитания.

Ниже предлагаются примеры педагогических ситуаций для анализа на занятиях по иностранному языку (Базовому основному иностранному языку В2, Языку для специальных целей С1-С2). Данные ситуации построены по типу педагогических ситуаций Дайкер А.Ф. и Нидерер Н.В [4].

Студентам предлагается карта анализа педагогической ситуации и карта принятия решения (см. Таблица-1). Алгоритмизация процесса решения педагогической задачи не должна привести к технологизации данного творческого процесса, оставляя место эвристическим измышлениям и иррационального компонента.

Таблица – 1

The scheme for analyzing pedagogical situation

#

Stage

Description of given facts

1.

Conditions analysis

Formulating the concepts (upbringing, study, communication theories)

2.

Identifying the source of the conflict (subject and object of upbringing, contradiction, stage of the group development, individual personality peculiarities)

3.

Aims identification (operational, tactic, strategic)

4.

Presentation of errors in the situation

5.

Possible development of the situation

Ниже приводятся правила, которым необходимо следовать при организации занятия с использованием педагогических ситуаций:

1. Pedagogical situation must be aimed at positive intrinsic motivation
2. Don’t analyze the emotional condition of the student when involved in the situation too often;
3. Leave the “dead zone” for students for fulfilling the situation;
4. Respect various attitudes for situation;
5. Present true-to-live situations.
6. Enhance the sense of community, self and cross-disciplinary skills [1, c.51]

К группе полутворческих ситуаций относится комплекс педагогических ситуаций с последующими заданиями. Данные задания целесообразно разбирать коллективно, рассматривая мнение каждого студента.

Semi-creative situations

Semi-creative situations are aimed at analysis of the situations using the scheme mentioned above (См. Таблица - 1).

Situation#1

It is the first of September. The teacher of English is just a beginner – this day is her/his first day. She/he meets the class – 7 “a” but instead of the smile she/he sees the angry faces. One of the pupils says, “Where is our previous teacher?” and sits down with utter disappointment. The teacher answers hotly, “I don’t know. I was asked to teach you. It is my first day and you have spoilt it”.

Answer the questions:

1. Analyze the environment. Do you remember the first of the September day? Did you like it? What could make it unhappy?
Ask your groupmates and fill in the table below:

Name

Reasons of being happy on the 1st of September

Reasons of being unhappy on the 1st of September

2. Give the psychological characteristics of the teenager (7 grade).
3. What were the expectations of the teacher? Prove it.
4. Why was the reaction of dissatisfied pupils so weird for the teacher?
5. Why were the pupils so upset?
6. Why did the teacher answer back with the same anger?
7. Who was wrong in the situation?
8. How could the teacher react back to avoid the conflict?
9. Act out possible decisions of the situation (group work).

Situation#2
The teacher conducts the lesson of English in the 10th grade. It is a new and rather depressing topic – Conditional sentences – Unreal Condition. The class is listening to her/him attentively. Suddenly the door opens and the teacher sees one of his/her pupils of this class who enters the door with words “Go on, please, I’m late. It’s fine” and sits calmly. The teacher doesn’t reply anything and continues the explanation.

Answer the questions:
1. Analyze the environment. Give brief psychological portrait of the pupil of the 10th grade.
2. Why did the teacher keep silent when heard impudent words of the pupil? Was she/he right?
3. Must the teacher speak to the pupil right now? After the lesson? In presence of the head of the school? Parents?

Таким образом, применение метода решения психолого-педагогических задач и ситуаций, как интеракции студентов педагогического вуза, считается необходимым элементом в подготовке будущего учителя иностранных языков, являясь положительным мотивационным фактором становления его личности и формирования его духовно-нравственной культуры.

Литература:

1. Kate E.Evans, Cindy L.Hartman, Denise M.Anderson (2013), “It is more Than a Class”: Leisure Education’s Influence on College Student Engagement // Innovative Higher Education. 2013, 38:45-58, p. 45-58 (p.51)
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000- 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности.
4. Дайкер А.Ф., Нидерер Н.В. Педагогические задачи и ситуации: Учебно-методическое пособие для занятий по курсу теории педагогики. Костанай, КГУ им.А.Байтурсынова, 2002.-59с
5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144с.

Автор: Данилова Виктория Валерьевна, Костанийский государственный педагогический институт
  4016
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте