Коллекция трудов казахстанских ученых

Внедрение инноваций как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Казахстана
Тематика: 

В современных условиях развития казахстанской экономики, протекающего на фоне широкомасштабных интеграционных процессов, предприятия вынуждены вести конкурентную борьбу с зарубежными производителями. В связи с этим, необходимым элементом их функционирования является инновационная ISBN 978-5-9902675-9-6 7 октября 2011 года 91 деятельность.

Необходимость инновационных действий актуальна, в том числе, для предприятий легкой промышленности. Непрерывная инновационная деятельность является важнейшим условием модернизации всего общества и промышленных предприятий в частности. Без непрерывного инновационного развития предприятия не смогут сохранять конкурентоспособность и продолжать функционировать в современных условиях.

В Казахстане имеются благоприятные условия для развития легкой промышленности. Во-первых, географическое положение. Казахстан находится вблизи регионов, производящих сырье (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан). Также Казахстан расположен вблизи потенциальных рынков сбыта продукции легкой промышленности (страны Азии, Европы, Россия и др.). Во- вторых, значительный потенциал имеет ресурсная база для развития легкой промышленности, в частности потому, что в регионах, где выращивается хлопок, имеются в наличии значительные трудовые ресурсы. В-третьих, государством были приняты значительные меры для развития текстильной промышленности. В частности, создана законодательная база с принятием законов «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», «О свободной экономической зоне», «О развитии хлопковой отрасли».

Легкая промышленность играет важную роль в экономике любой страны, занятости населения, повышении уровня жизни людей. Тем не менее, несмотря на все благоприятные условия, данная отрасль в республике остается крайне неразвитой.

Как показывают аналитические исследования, мировой спрос на продукцию легкой промышленности ежегодно увеличивается на 2,2 %. При этом казахстанская швейная индустрия обеспечивает внутренний спрос лишь на 7 %.

Легкая промышленность технологически наиболее связана с аграрным сектором экономики. Однако, согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике, 90 % выращенного хлопка экспортируется за рубеж по минимальным ценам. А готовые хлопчатобумажные изделия (в том числе из казахстанского сырья) импортируются в республику по высоким ценам.

Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан в 2010 г. приняла участие в оценке технологического аудита предприятий легкой промышленности для промышленной модернизации. При этом было выявлено, что износ основных фондов предприятий легкой промышленности составляет 84% [1]. Это обусловливает низкую производительность труда. Так, показатель производительности труда в Казахстане составляет 15-20 % от соответствующего показателя в развитых странах.

Между тем, как показывает опыт Китая и Турции, легкая промышленность в состоянии в короткие сроки расширить производство товаров массового спроса. Отрасль отличается относительно небольшой капиталоемкостью, высокоэффективной отдачей и быстрой оборачиваемостью вложенных средств, низкими затратами на создание рабочих мест.

Для преодоления имеющегося отставания отрасли и построения модели конкурентоспособных предприятий необходимо правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями внешней среды, навыками и 92 ISBN 978-5-9902675-9-6 7 октября 2011 года капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Одним из решений проблем легкой промышленности должно стать повышение инновационной активности предприятий отрасли. Наиболее важна технологическая модернизация, подразумевающая обновление устаревшего оборудования и технологий.

Актуальны также инновации в управлении. Необходимой стала разработка новых управленческих стратегий, в том числе новых подходов к управлению персоналом. Это обусловлено отсутствием квалифицированных кадров в отрасли из-за непривлекательности условий труда.

Внедрение маркетинговых инноваций, включающих в себя новые подходы к продвижению и сбыту продукции, необходимы, в том числе для повышения лояльности потребителя к отечественной продукции.

Особо важную роль будет играть государственная поддержка, связанная, в первую очередь, с финансированием инноваций.

Литература

Худова Л. Н. Возможности легкой промышленности в Республике Казахстан в условиях модернизации производства // Инновац. технологии пр-ва товаров, повышение качества и безопасности продукции лег. пром-сти: Материалы Междунар. науч.-прахт. конф., г. Алматы, 28-29 апр. 2011 г. - С. 6-10.

Автор: Епанчинцева Светлана Эдуардовна
  102378
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте