Новости науки

Институт экономических исследований разработал методологию формирования дорожных карт по перспективным национальным кластерам

17.08.2017

9041

В рамках грантового финансирования учеными Института экономических исследований реализован проект по теме: «Методические рекомендации по интеграции дорожных карт к существующей технологической политике». Целью исследования является анализ мировой практики в области формирования и реализации кластеров.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что применение кластерного подхода является закономерным этапом в развитии экономики, а его распространение можно рассматривать в качестве главного признака высокоразвитых экономик.
Во-вторых, основой кластерной политики является принцип «тройной спирали», т.е. организации взаимодействия между государственными органами, бизнесом и научно-образовательными учреждениями.
В-третьих, кластеры формируются в процессе инновационного развития, а не создаются «сверху». При этом государство стремится создать условия для более активного формирования кластеров. И, как правило, спецификой кластера является получение организациями, входящими в него, синергетического эффекта, который выражается в повышении конкурентоспособности всех участников кластера по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами.
Как отмечают исследователи, наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.
При этом кластерный подход не заменяет отраслевой подход развития экономики, а дополняет государственную отраслевую политику. Принцип организации кластеров в Казахстане в традиционных и инновационных секторах экономики будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей, сфер, компаний и регионов страны.
Благоприятные возможности для развития кластерных проектов в Казахстане открывают использование потенциала специальных экономических зон, технопарков, индустриальных зон, бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры предпринимательства.
Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта – некоторой технологии, бизнеса и даже целой отрасли, индустрии. Такое представление также используется при планировании действий для решения социальных, экономических и политических задач. Дорожные карты позволяют определить основные, наиболее эффективные пути и механизмы его практической реализации.
Предпосылки третьей промышленной революции ускорили процессы технологического развития во всем мире. Инновации и современные технологические решения стали основополагающими инструментами быстрого роста большинства передовых экономик.Прорывные технологии и инновации уже сейчас вносят структурные изменения во многие отрасли и экономики различных стран. Дальнейшее развитие системного подхода, направленного на укрепление взаимосвязи технологического и инновационного развития вкупе с активным участием участников частного рынка, требует повышенного внимания со стороны государства.


За последние годы в научно-технологической и инновационной политике Казахстана произошли значительные изменения, - считают исследователи. Была утверждена Концепция инновационного развития Казахстана до 2020 г., направленная на переход от сырьевого к инновационному типу экономики. Такжепринят Закон «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», направленный на повышение конкурентоспособности национальной экономики, на основе стимулирования приоритетных секторов экономики. К одним из основополагающих пунктов относится определение национального оператора по технологическому, отраслевому развитию, развитию местного содержания, привлечению инвестиций, а также продвижению и поддержке экспорта. Определение технологического прогнозирования и единой карты приоритетных товаров и услуг как к основным инструментам планирования индустриально-инновационной системы является важным шагом в формировании единой политики в области технологий и инноваций в Казахстане.
Последовательная политика государства по созданию условий для развития и внедрения инноваций постепенно заменяет в практике системы поддержки исследований и разработок (Research&Development) от «лучших из имеющихся» к «лучшим из необходимых». Это привело к концентрации бюджетного финансирования на ограниченном числе ключевых направлений. Для определения и идентификации связанных с этим направлений и приоритетов необходимо «увидеть» будущую картину с учетом глобальных вызовов, окон возможностей, скрытых технологий и научно-технического прогресса.
Первый научно-технологический форсайт, направленный на определение вектора дальнейшего развития Казахстана, выявление критических технологий и отраслей, был проведен национальным оператором по технологическому развитию в 2012 г. Одним из центральных элементов первого цикла долгосрочного научно-технологического форсайта стало проведение масштабного национального дельфийского опроса. Он включал в себя группу экспертов ведущих НИИ, вузов, национальных компаний и институтов развития. Результатом научно-технологическогофорсайта стали 63 критические технологии по 7 приоритетным направлениям. Полученная информация послужила основой для разработки пилотных целевых технологических программ (ЦТП).
Реализуемые государственные программы в Казахстане определяют слабый спрос на инновации как основное препятствие для нормализации инновационной активности. Большинство предпринимаемых мер направлены на усиление контроля над государственными предприятиями, а также на оптимизацию налоговых льгот, использование механизмов государственных закупок и координации. Одним из наиболее оптимальных решений государственной политики для стимулирования спроса на инновации, утверждают разработчики,приоритетное значение рыночных механизмов, в частности, улучшение рамочных условий. Концентрация внимания на рыночные механизмы посредством улучшения рамочных условий должнаспособствовать наиболее оптимальному и рациональному решению государственной политики в области стимулирования спроса на инновации.
Следует отметить, что одним из необходимых условий формирования инновационной экономики является высокий уровень развития и процветания национального частного сектора. Несмотря на предпринимаемые государством меры поддержки предпринимателям, занятым в области технологий и инноваций, в Казахстане, как и во многих других странах, существует сложная система норм и законов, серьезно затрудняющих инновационную деятельность. В республике проводится работа по уменьшению административных барьеров в предпринимательской деятельности, что было отмечено в международном рейтинге легкости ведения бизнеса “DoingBusiness”, в соответствии с которым Казахстан расположился в первой 5-ке стран, где наиболее успешно были внедрены изменения для уменьшения административного барьера.
Экономика Казахстана в основном зависит от нескольких добывающих отраслей, связанных с внешними рынками, прямыми иностранными инвестициями и крупными национальными корпорациями. При формировании государственной политики, направленной на стимулирование инновационного развития страны, следует сосредоточиться на трансферте технологий и увеличении инновационного спроса. При настоящем уровне технологического развития важным фактором, улучшающим результативность инновационной деятельности, является расширение инновационного процесса. В то же время отсутствует экономический и технологический опыт на другие отрасли экономики, в том числе и в открытии новых компаний. Инициативы, направленные на укрепление связей между малыми и средними компаниями, а также крупными государственными и частными структурами, отражены в Законе «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Кроме того, взаимосвязь между участниками инновационных проектов и национальной инновационной системы в целом остается слабой, что должно быть объектом внимания со стороны государства.
Приоритетной задачей развития Казахстана является создание наукоемких и высокотехнологичных производств, как признание того факта, что технологии – не просто составляющая стратегии развития, это необходимое условие ее жизнеспособности. Современный уровень технологического развития Казахстана во многом определяется итогами предшествующего развития в составе СССР, кризисным состоянием экономики в первое десятилетие обретения независимости. Развитие Казахстана в составе Союза привело к тому, что на сегодняшний день в республике нет замыкающих циклов по всем производствам.Производство осуществляется в основном на устаревшей технической основе, технологическая и производственная структура ощутимо отстает от уровня развитых и отдельных развивающихся стран и характеризуется технологической неоднородностью. Задачи первого десятилетия существования независимого Казахстана в общих чертах можно охарактеризовать как стратегию выживания и построения институциональных основ рыночной экономики.
По этой причине, считают ученые, за последние 5 лет объемы финансирования науки составляли порядка 0,2% от ВВП. В последние 3 года объем ежегодных инвестиций в нефтедобывающую отрасль в 18-20 раз превышал инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности.
Современные казахстанские ученые видят 2 пути технологического развития Казахстана. Первый связан с заимствованием прогрессивных технологий и ноу-хау из-за рубежа. Второй путь – развитие собственного научно-технического потенциала.Очевидно, стратегия модернизации Казахстана будет базироваться на использовании обеих вышеперечисленных возможностей с учетом мировых тенденций технологического развития. Знание закономерностей развития технологий позволяет выстроить правильную стратегию технологического развития страны в ходе ее модернизации.
Одной из основных составляющих инновационного развития являются человеческие ресурсы. По данным ОЭСР, в части инноваций частного сектора и вовлеченности вузов в государственных НИОКР Казахстан занимает место в нижней группе стран, таких как Мексика, Южная Африка и Словакия, в которых инновации преимущественно создаются государством с минимальным участием частного сектора и вузов. Такое положение Казахстана обусловлено факторами, формирующими фундаментальные основы инновационного развития страны.
Во-первых, наблюдается недостаточный уровень распространения «культуры» инноваций в обществе.В особенности это выражается в подходах к системе образования и подготовки кадров, которые в малой степени направлены на формирование инновационного мышления. Кроме того, это проявляется в уровне востребованности результатов отечественных исследований и разработок, и обуславливается статусом ученого и значимостью научной деятельности для общества в целом. В системе образования продолжает воспроизводиться деформированная структура подготовки специалистов. При этом процесс инсталляции новой системы образования не завершен. Проводятся институциональные реформы, но качество образования не улучшается вследствие острого дефицита квалифицированных педагогических кадров. Вовлечение зарубежного малого и среднего бизнеса и университетов в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, которые могут быть преобразованы в инновации, не увенчалось успехом в большой степени потому, что акцент был сделан на крупные проекты добывающей промышленности или местного производства.
По данным исследования Ernst&Young, рабочие в Казахстане получают базовое техническое образование, но выпускникам не хватает практических навыков и знаний относительно современных технологий и оборудования, которые, как правило, приобретаются только с помощью профессионально-технических учебных программ. Как результат, в стране ощущается недостаток квалифицированной рабочей силы в технических и инженерных областях. Число пользователей Интернета не слишком велико и составляет лишь 41% населения.
Во-вторых, невысокий уровень развития предпринимательства препятствует повышению инновационной активности в стране. В настоящее время развитие предпринимательского сектора обусловлено низким уровнем предложений отечественных инновационных продуктов и услуг. В Казахстане практически отсутствует конкурентный рынок, способный генерировать инновации. Механизмы защиты интеллектуальной собственности не обеспечивают должной заинтересованности рынка в инновациях. Частный сектор не рассматривает проекты, требующие длительных вложений. Патенты, как правило, не дают прибыли. Процесс коммерциализации идет с трудом. Банковский сектор не склонен к выделению «длинных» кредитов. Частный бизнес преимущественно оттеснен в такие сервисные секторы экономики (более 80 %), как торговля и операции с недвижимостью. Ведущую роль в инновациях продолжают играть крупные компании, преимущественно с государственным участием. Все эти факторы в совокупности существенно ограничивают вклад инноваций в развитие экономики. По состоянию на 2012 г. доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте составила менее 2 %.
В-третьих, слабый спрос является ключевым фактором, сдерживающим продвижение инноваций в стране. Отсутствуют эффективные механизмы обеспечения спроса на инновации. Не были предприняты меры по развитию механизмов государственно-частного партнерства. Инновационная политика остается несфокусированной и обобщенной для соответствия требованиям отраслей промышленности и, как следствие, частные компании не участвуютв основных процессах создания инноваций. Главные государственные программы и правила по развитию инноваций на сегодняшний день еще не приспособлены к реальным рисковым инновационным проектам. Местная культура предпринимательства находится в зародышевом состоянии, а венчурная среда для начинающих компаний и малого, и среднего бизнеса не сформирована.
Основной проблемой инновационной политики Казахстана является слабый внутренний спрос на инновации. Относительно низкий уровень конкуренции и специализации в традиционных секторах при низких темпах технического прогресса обусловливает отсутствие заинтересованности компаний инновациями.
Кроме того, большинство нововведений в Казахстане происходят на рынке машинного оборудования и на других «бизнес-для-бизнеса» рынках, а доля инноваций в производстве потребительских товаров незначительна по причинам неискушенности потребительского спроса, ограниченного размера рынка и зависимости от импорта.
Такой низкий спрос также усугубляется недостаточными производственными мощностями внутри страны, которые часто не позволяют удовлетворить потребности экспортно-ориентированного сырьевого сектора. Наиболее динамично развивающиеся отрасли обычно удовлетворяют свои технологические потребности за рубежом, так как недостаточно развитый национальный исследовательский сектор не в состоянии удовлетворить их требования.
Наличие этих структурных проблем подчеркивает актуальность концепции НИС при выработке политических решений. В начале процесса инновационная политика в Казахстане была сосредоточена на создании различных институтов поддержки инноваций. Однако для положительной динамики развития экономики институциональное строительство и сфокусированность на предложении должны сопровождаться политикой стимулирования спроса.
По результатам проведенных исследований, в число приоритетных для Казахстана на период до 2020 г. вошли такие отрасли, как: агропромышленный комплекс, горно-металлургический комплекс, энергетический сектор, сектор нефти и газа, машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, химия и нефтехимия.
В число глобальных мегатрендов развития науки и технологий, которые будут существенно способствовать развитию Казахстана до 2020 г., входят следующие мероприятия:
• повышение значимости вопросов, связанных с окружающей средой и использованием природных ресурсов;
• глобализация и переход к экономике знаний;
• изменения в структуре, социальных отношениях и менталитете населения;
• усиление взаимотношений науки, образования и производства;
• появление новых проблем, продиктованных обеспечением безопасности.
С целью концентрации имеющихся ресурсов на стратегических приоритетах республики в рамках выявленных отраслей были определены более 60 критических технологий, которые позволят дать толчок дальнейшему развитию Казахстана и, как следствие, вывести страну на новый технологический уровень. Эти и другие критические технологии могут стать основой будущих казахстанских абсолютных инноваций, - убеждены исследователи.
По общему мнению, основным инструментом развития критических технологий должны быть целевые технологические программы, которые будут реализовываться посредством объединения усилий государства, науки и бизнеса. Порядок разработки и мониторинга целевых технологических программ определяется Правительством Республики Казахстан.
Что касается управления технологическим развитием, исследователи убеждены, что оно должно включать3составляющих:
• реализацию (как за счет бюджета, так и на основе государственно-частного партнерства) проектов;
• создание обеспечивающей инфраструктуры;
• развитие институциональной среды (национальной инновационной системы).
Формами действий, обеспечивающих конкретный результат, - уверены ученые, - станет реализация крупномасштабных проектов, направленных на создание принципиально новых технологий и образцов прорывных продуктов, создающих основу для обеспечения интенсивного развития высокотехнологичных (и сопряженных с ними) секторов. Ключевыми задачами здесь являются: интеграция проектного подхода как непосредственно в разработку технологий (образцов машин – демонстраторов технологий, технологических процессов), так и в научные исследования, включая функционирование фундаментальной науки; реализация на проектной основе прикладных НИОКР в сферах непосредственной ответственности государства (оборона, безопасность, образование);реализация «точечных» проектов («отраслевых мегапроектов» по современной не вполне точной терминологии), нацеленных на снятие отдельных конкретных ограничений, препятствующих развитию отраслей.

Отдел по связям с общественностью АО «НЦГНТЭ».

«« | »»
Последние новости