Нормативно-правовые акты / Законы

Закон Республики Казахстан о государственной молодежной политике в Республике Казахстан

Настоящий Закон определяет правовые основы формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) молодежь - граждане Республики Казахстан от четырнадцати до тридцати лет;

2) социализация молодежи - процесс становления личности, обучения и усвоения ею ценностей, норм, установок, модели поведения, необходимых для полной интеграции молодежи в общество;

3) молодая семья - состоящие в браке граждане Республики Казахстан, возраст каждого из которых до тридцати лет, либо неполная молодая семья, состоящая из гражданина Республики Казахстан, возраст которого не превышает двадцати девяти лет, и одного или более детей;

4) молодой специалист - гражданин Республики Казахстан, возраст которого не превышает тридцати лет, непосредственно после завершения обучения в организациях технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, и работающий не более трех лет по специальности, указанной в дипломе и (или) родственной специальности со дня окончания им впервые указанного образовательного учреждения;

5) добровольческая деятельность - деятельность, включающая различные формы взаимопомощи, направленная на удовлетворение общественно полезных целей, оказываемая на добровольных началах без получения материального вознаграждения;

6) молодой доброволец - лицо в возрасте от четырнадцати до тридцати лет, участвующий в добровольческой деятельности;

7) талантливая молодежь - молодежь, обладающая особыми способностями в области образования, науки, культуры, искусства, техники, спорта и других сферах;

8) уполномоченный орган по вопросам молодежной политики (далее - уполномоченный орган) центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и реализацию государственной молодежной политики, а также межотраслевую координацию в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

9) молодежная организация - некоммерческая, негосударственная организация основной целью которой является содействие решению социальных, культурных, образовательных и иных задач, направленных на защиту прав, законных интересов, удовлетворение потребностей молодежи, созданная в форме ассоциации (союза) юридических лиц, частного, общественного или корпоративного фонда, а также общественного объединения, не менее 75 процентов членов (участников) которых является молодежь;

10) республиканский молодежный ресурсный центр - организация, созданная уполномоченным органом с целью оказания организационных, технических, исследовательских, аналитических, образовательных, консультационных, информационных и методологических услуг;

11) республиканский молодежный ресурсный центр - организация, созданная уполномоченным органом с целью оказания организационных, технических, исследовательских, аналитических, образовательных, консультационных, информационных и методологических услуг республиканским молодежным организациям;

12) региональный молодежный ресурсный центр - организация, созданная местным исполнительным органом с целью оказания организационных, технических, образовательных, информационных, консультационных, методических и других услуг молодежным организациям на региональном уровне;

13) объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, помещения независимо от их форм собственности, осуществляющих свою деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей молодежи;

14) субъекты социальной инфраструктуры - организации и другие формы поддержки молодежи, направленные на обеспечение эффективной реализации государственной молодежной политики в целях адресности, доступности и полного охвата молодежи;

15) трудная жизненная ситуация - ситуация, признанная по основаниям, предусмотренным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно;

16) социальные службы для молодежи - организации, независимо от форм собственности, осуществляющие мероприятия по оказанию психологических, образовательных, профилактических, информационных, консультационных, методологических и правовых услуг, содействию социальной адаптации и реабилитации молодежи;

17) консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан – орган, созданный и осуществляющий свою деятельность в целях совершенствования системы реализации государственной молодежной политики в Республики Казахстан;

18) государственная молодежная политика - система мероприятий, направленных на создание экономических, социальных, правовых, организационных и иных условий для успешной и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах государства, общества и личности;

19) условия для самореализации молодежи - это совокупность условий, оказывающих положительное влияние на реализацию собственного потенциала молодежи, повышающих социально - экономическую и общественно-политическую мобильность молодежи.

20) молодежные клубы по интересам - объединение молодежи без образования юридического лица, имеющих общие интересы в различных сферах и места проведения ими совместных культурно-досуговых мероприятий;

21) Курултай молодежи - форум уполномоченных представителей молодежи и молодежных организаций Республики Казахстан, целью которого, является создание целостной системы взаимодействия государственных органов с молодежными организациями для наиболее полного использования взаимного потенциала и ресурсов в общенациональных интересах.

22) центр поддержки молодежных инициатив - организация, созданная в целях реализации основных направлений государственной молодежной политики в Республике Казахстан центральным государственным органом в поддержки молодежных инициатив и оказания содействия в их реализации;

23) Национальный доклад - доклад, содержащий основные статистические показатели и анализ состояния и перспективы развития государственной молодежной политики в Республике Казахстан.

24) Отраслевой отчет - отчет, содержащий информацию по достижению основных индикаторов предусмотренных стратегическими планами, основные статистические показатели и анализ состояния и перспективы развития государственной молодежной политики подготавливаемый центральными государственными органами;

24) Региональный отчет - отчет, содержащий информацию по достижению основных индикаторов предусмотренных планами развития территорий, основные статистические показатели и анализ состояния и перспективы развития государственной молодежной политики в регионе.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственной молодежной политике

1. Законодательство Республики Казахстан о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели, задачи и принципы государственной молодежной политики

1.Государственная молодежная политика в Республике Казахстан осуществляется в целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для всестороннего развития, успешной социализации и самореализации молодежи, направления ее потенциала на дальнейшее развитие страны.

2. Задачами государственной молодежной политики в Республике Казахстан являются:

1) обеспечение доступного и качественного образования;

2) формирование здорового образа жизни;

3) создание условий для трудоустройства и социального обеспечения молодежи;

4) развитие системы доступного жилья для молодежи;

5) приобщение молодежи к культурным ценностям;

6) развитие спорта и массовой физической культуры;

7) обеспечение преемственности морально-нравственных ориентиров в молодежной среде;

8) повышение правовой культуры и формирование у молодежи уважения к основополагающим ценностям государственности;

9) научно-исследовательское обеспечение и совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики;

10) формирование казахстанского патриотизма.

3. Государственная молодежная политика Республики Казахстан основывается на принципах:

1) признания интересов и потребностей молодежи как особой социально-демографической группы;

2) реализации прав и свобод молодежи;

3) приоритета исторических, культурных, нравственных и духовных ценностей Республики Казахстан;

4) ответственного отношения к своему здоровью, его сохранения и укрепления;

5) уважения светских принципов государства, толерантности, межэтнического и межконфессионального согласия;

6) прагматичного подхода, практичности, конкурентоспособности и результативности в разработке и реализации молодежной политики;

7) взаимной ответственности основанной на социальных гарантиях государства и личной ответственности каждого;

8) системности и комплексности в разработке и реализации молодежной политики, а также в решении проблем молодежи;

9) непосредственного участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики;

10) эффективного межведомственного взаимодействия центральных государственных органов, всех уровней местного государственного управления и местного самоуправления, гражданского общества и бизнеса, участвующих в реализации государственной молодежной политики;

11) единообразия, открытости, адресности, повсеместного охвата всех целевых групп;

12) целевого информационного сопровождения реализации основных направлений государственной молодежной политики;

13) преемственности поколений, заключаемой в заботе о младших, уважении к старшему поколению, а также бережном отношении к семье и родителям.

Глава 2. Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан

Статья 4. Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан

1. Основными направлениями государственной молодежной политики в Республике Казахстан является:

1) государственная поддержка в сфере образования и науки;

2) государственная поддержка в сфере здравоохранения и формирования здорового образа жизни;

3) государственная поддержка в сфере труда, занятости и социального обеспечения;

4) государственная поддержка в сфере культуры;

5) государственная поддержка в сфере информации;

6) государственная поддержка в сфере физической культуры и спорта;

7) государственная поддержка в сфере формирования казахстанского патриотизма;

8) государственная поддержка в сфере обеспечения доступного жилья;

9) государственная поддержка в сфере повышения правовой культуры, профилактики правонарушений и преступлений среди молодежи;

10) государственная поддержка в сфере обеспечения межконфессионального согласия и толерантности;

11) государственная поддержка в сфере социальной инфраструктуры;

12) государственная поддержка в сфере предпринимательской деятельности;

13) государственная поддержка в сфере международного сотрудничества;

14) государственная поддержка в сфере формирования экологической культуры;

15) государственная поддержка молодых семей;

16) государственная поддержка талантливой молодежи.

2. Правительство Республики Казахстан определяет индикаторы по направлениям в сфере молодежной политики и обеспечивает их включение в стратегические планы центральных и местных исполнительных государственных органов, программы развития территорий, а также в планы развития национальных компаний, холдингов в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов.

Статья 5. Государственная поддержка в сфере образования и науки

В сфере образования и науки государство:

1) обеспечивает получение для молодежи бесплатного основного среднего и общего среднего образования;

2) обеспечивает получение для молодежи на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования;

3) создает условие доступности образования всех уровней для молодежи с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей;

4) создает необходимые условия талантливой молодежи для получения образования, в том числе за рубежом, а так же условия для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

5) создает условия для вовлечения молодежи в научную деятельность, кооперацию науки и бизнеса, реализацию достижений науки и практики.

6) обеспечивает льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения на основе государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального, высшего образования из числа молодежи;

7) обеспечивает льготный проезд в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения на основе государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального, высшего образования из числа молодежи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 6. Государственная поддержка в сфере здравоохранения и формирования здорового образа жизни

Государство в сфере здравоохранения и формирования здорового образа жизни:

1) обеспечивает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

2) обеспечивает охрану здоровья молодежи путем получения своевременной и качественной медицинской помощи;

3) содействует формированию здорового образа жизни молодежи;

4) ведет информационно-разъяснительную работу по пропаганде здорового образа жизни молодежи;

5) осуществляет профилактику заболеваний, в том числе профилактику табакокурения, наркомании и алкоголизма;

6) оказывает содействие в поддержке репродуктивного здоровья молодого поколения.

Статья 7. Государственная поддержка в сфере труда, занятости и социального обеспечения

Государство в сфере труда, занятости и социального обеспечения:

1) в соответствии с законодательством в Республики Казахстан гарантирует права и социальную защиту молодым специалистам, молодежи из малообеспеченных, многодетных семей, с ограниченными возможностями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

2) оказывает содействие в профессиональном самоопределении и занятости молодежи, в том числе нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в поиске работы.

2) содействует в трудоустройстве и занятости молодежи, в том числе организации переобучения новым специальностям, в соответствии с потребностями рынка труда;

3) создает систему мотиваций, стимулирующей социальную активность молодежи, в том числе повышающих заинтересованность работодателей в создании (выделении) рабочих мест для трудоустройства молодежи, профессиональной подготовке и производственном обучении молодых работников;

4) проводит мониторинг молодежного рынка труда и трудоустройства молодых специалистов;

5) проводит учёт специфики молодежной рабочей силы при осуществлении молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;

6) реализует программы и мероприятий по профессиональному самоопределению молодежи на рынке труда, развитию моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность;

7) оказывает организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодежи по их трудоустройству;

8) создает и актуализирует базы данных о свободных рабочих местах и вакансиях, в том числе временных и сезонных, для обучающихся в учреждениях профессионального образования и выпускников этих учреждений;

9) оказывает организационную и методическую помощь при создании организаций, основная деятельность которых направлена на реализацию мероприятий молодежной политики;

10) способствует прохождению производственной, научно-исследовательской практики на базе промышленных предприятий, научных институтов с целью дальнейшего трудоустройства молодежи, получивших в процессе обучения необходимые навыки и знания в конкретной сфере деятельности совместно с бизнес структурами.

Статья 8. Государственная поддержка по обеспечению доступного жилья для молодежи

Государство в целях обеспечения доступного жилья:

1) оказывает содействие в реализации проектов строительства жилья для молодежи.

2) оказывает содействие в предоставлении механизмов и финансовых инструментов для приобретения доступного жилья с невысокими доходами.

Статья 9. Государственная поддержка молодежи в сфере культуры

Государство в сфере культуры:

1) создает необходимые условия для эстетического воспитания молодежи путем развития и самореализации их творческого потенциала и приобщения к произведениям искусства и творчества мировых и современных авторов;

2) пропагандирует и развивает национальные культурные ценности и искусство народа Казахстана;

3) обеспечивает льготные условия на посещение государственных концертных и культурно-досуговых организаций по решению органов местного государственного управления;

4) содействует для организации проведения выставок пропагандирующих культурное наследие народа Казахстана;

5) содействует в подготовке телевизионных - и радиопередач, театральных представлений, фильмов и литературы, направленных на гармоничное развитие, формирование мировоззрения молодежи и ее морально-нравственного воспитания;

6) принимает меры для развития национальных фильмов и произведений литературы и искусства казахстанских авторов.

Статья 10. Государственная поддержка молодежи в сфере информации

Государство в сфере информации:

1) обеспечивает равный доступ к информации, в том числе в получении информации через использование современных технологии и интернет ресурсов;

2) создает единый информационный ресурс о реализации государственной молодежной политики;

3) обеспечивает выпуск продукции средств массовой информации, распространения сообщений и материалов широкого характера в сфере молодежной политики, в рамках государственного информационного заказа.

4) ежегодно выпускает информационные сборники, содержащие правовые акты и социологические материалы по вопросам молодежной политики, а также выпускает иные информационные и справочные материалы по проблемам молодежи, молодых семей, молодежных организаций

Статья 11. Государственная поддержка в сфере спорта и физической культуры

Государство в сфере спорта и физической культуры:

1) содействует созданию необходимых условий для занятий молодежи физической культурой и спортом;

2) осуществляет пропаганду физической культуры, ценности здоровья и занятия спортом;

3) обеспечивает модернизацию спортивных залов и оснащение спортивным инвентарем организаций системы образования, а также доступность спортивных объектов для массового занятия спортом в организациях образования в свободное от учебы время;

4) осуществляет поддержку талантливой молодежи в сфере спорта и физической культуры;

5) осуществляет пропаганду и развитие национальных видов спорта;

6) обеспечивает посещение на льготных условиях для молодежи спортивно-оздоровительных организаций по решению местных представительных органов;

7) принимает меры по развитию сети студенческих лиг, клубов по интересам, детско-юношеским организациям в сфере спорта;

8) осуществляет пропаганду и повышение авторитета казахстанских спортсменов, внесших наиболее значимый вклад в развитие спорта в стране.

Статья 12. Государственная поддержка по формированию казахстанского патриотизма

Государство в целях формирования чувства казахстанского патриотизма и активной жизненной позиции у молодежи:

1) создает условия для воспитания чувства казахстанского патриотизма на основе национальной культуры, традиций и ценностей;

2) принимает меры по укреплению общенациональных мировоззренческих ценностей и всеказахстанской идентичности;

3) способствует активному участию молодежи в решении социально-значимых задач, ориентированных на национальные интересы Казахстана;

4) способствует формированию в сознании и чувствах молодежи уважения к историческому прошлому, культурному наследию и традициям народа Казахстана;

5) способствует формированию общности целей государства и молодежи путем вовлечения молодежи в процесс принятия государственных решений через участие в общественно-политической деятельности, работу в органах государственного управления и органах местного самоуправления;

6) способствует формированию чувства социальной ответственности за себя, своих близких, свою семью и пропагандирует ценности традиционной семьи;

7) способствует формированию уважительного отношения к своей земле, родному краю, государству, населяющим ее людям, государственным праздникам и государственным символам;

8) создает условия для изучения, развития, пропаганды государственного языка и укрепления его позиций;

9) принимает меры по повышению статуса и престижа государственной и военной службы;

10)способствует формированию уважительного отношения к проявлению личного героизма, воинской доблести при исполнении служебных обязанностей, в защиту интересов общества и государства;

11)способствует участию молодежи в добровольческой деятельности, направленных на решение социально-значимых задач и укрепление национальных интересов государства;

Статья 13. Государственная поддержка по повышению правовой культуры среди молодежи

Государство в сфере повышения правовой культуры среди молодежи:

1) обеспечивает формирование у молодежи уважения к закону, повышение уровня правового образования и правовой культуры, создание стимулов законопослушного поведения молодых граждан, добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм;

3) обеспечивает доступность правовой информации, эффективное функционирование информационно-справочных систем;

4) проводит мониторинг правонарушений в молодежной среде.

Статья 14. Государственная поддержка по обеспечению межконфессионального согласия и межэтнической толерантности среди молодежи.

Государство в сфере межконфессионального согласия и межэтнической толерантности:

1) способствует воспитанию у молодежи взаимной терпимости и уважения, независимости происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений.

2) среди молодежи развивает и активно использует государственный язык во всех сферах жизнедеятельности не ущемляя применения языков всех этносов Казахстана;

3) осуществляет информационно-разъяснительную работу среди молодежи по вопросам светских принципов государства;

4) проводит мероприятия по профилактике и предупреждению неприязненности и розни во всех формах их проявлений.

Статья 15. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой молодежью

Государство в сфере предпринимательства, осуществляемой молодежью:

1) реализует меры экономической, организационной и правовой поддержки предпринимательской деятельности;

2) содействует обучению молодежи основам предпринимательства, развивает сотрудничество между учебными заведениями и работодателями на договорной основе;

3) создает условия для вовлечения молодежи оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в предпринимательскую деятельность;

4) стимулирует молодых предпринимателей к объединению и кооперации.

5) оказывает консультативные услуги молодым предпринимателям на ранних стадиях развития бизнеса;

6) поощряет предпринимателей, способствующих обеспечению занятости молодежи в различных областях промышленности и сельского хозяйства, науки и техники, культуры и искусства, образования, здравоохранения, а также оказанию социальных услуг для населения;

7) оказывает поддержку молодежи для реализации инновационных идей и проектов;

8) оказывает содействие поднятию общего уровня деловой культуры и стимулирование предпринимательской инициативы среди молодежи, а также пропагандирует принципы честной конкуренции.

Статья 16. Государственная поддержка молодых семей

Государство в целях поддержки молодых семей:

1) принимает и реализовывает целевые программы по государственной поддержке молодых семей;

2) оказывает содействие в трудоустройстве, создает условия для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

4) содействует развитию деятельности социально-психологических служб по планированию семьи, предупреждению разводов и реабилитации одиноких матерей (отцов);

5) создает благоприятные условия молодым семьям имеющим детей, для совмещения трудовой деятельности с выполненим семейных обязанностей, оказывает помощь молодым семьям в области воспитания и образования детей;

6) реализует меры по охране здоровья формирования здорового образа жизни, репродуктивного здоровья молодых граждан

7) проводит работу по профилактике социального сиротства и предупреждению насилия в семье, а также издание литературы по вопросам воспитания детей и проблемам семейных ценности;

8) предоставляет молодым семьям в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, жилое помещение комнатного типа в общежитии организации образования на период обучения в высших учебных заведениях и организациях послесреднего, технического и профессионального образования.

9) предоставляет для родителей из числа молодежи, являющихся обучающимися, право на свободное посещение учебных занятий, получение академического отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Статья 17. Государственная поддержка талантливой молодежи

Государство в целях поддержки талантливой молодежи:

1) принимает меры по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области науки и техники;

2) устанавливает и присуждает государственную молодежную премию «Дарын» и иные премии, стипендии, предоставляет образовательные гранты для талантливой молодежи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3) содействует в создании творческих мастерских, школ и объединений деятелей науки, культуры и искусства;

4) организует деятельность спортивных секций и творческих кружков в организациях среднего, технического и профессионального образования, высших учебных заведениях;

5) создает и поощряет создание организаций для работы с одаренной и талантливой молодежью;

6) организует и проводит мероприятия с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи;

7) обеспечивает талантливой молодежи доступ на конкурсной основе к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран;

8) создает условия молодым ученым, деятелям культуры, искусства образования и спорта для проведения научно-исследовательской работы,

9) содействует практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранению и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;

10) стимулирует физические и юридические лица с целью оказания поддержки талантливой молодежи.

11) предоставляет находящихся в собственности государства средств, включая средства массовой информации, издательства, выставочные и концертные залы для творческой и инновационной деятельности молодежи на бесплатной основе;

12) оказывает содействие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству и профессиональной адаптации молодых ученых;

13) обеспечивает участие представителей талантливой молодежи в международных, межрегиональных и областных конкурсах молодежи;

14) способствует развитию молодежных обменов в рамках международных гуманитарных, образовательных, научно-технических программ;

14) организует и проводит конкурсы, выставки, форумы, фестивали, семинары, конференций с целью выявления и распространения творческих достижений молодых талантов;

15) оказывает содействие практическому внедрению разработок молодых ученых (создание, поддержка и координация инновационных программ, проведение ярмарок и других форм интеллектуального творчества);

16) проводит пропагандическую работу успехов талантливой молодежи и молодых ученых;

17) поддерживает молодых граждан, обучающихся в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, культуры, учебно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества молодежи.

Статья 18. Содействие международному молодежному сотрудничеству

1. Государство в сфере международного молодежного сотрудничества:

1) принимает меры по созданию позитивного имиджа молодежи Республики Казахстан на международной арене и её интеграции в международное молодежное движение;

2) обеспечивает создание и функционирование эффективной модели взаимодействия молодежных организаций Республики Казахстан с молодежными организациями за рубежом и международными молодежными организациями;

3) содействует казахстанскому представительству в международных молодежных структурах и проектах, а также создает условия для участия казахстанской молодежи в международных мероприятиях;

4) содействует проведению фестивалей, форумов, конгрессов, образовательных, обменных и иных проектов для налаживания сотрудничества казахстанской молодежи и молодежи зарубежных стран;

5) содействует установлению связей молодежи Республики Казахстан с предствителями молодежи казахской диаспорой зарубежом.

6) принимает меры по обмену опытом с международными молодежными организациями;

Статья 19. Содействие формированию у молодежи экологической культуры

Государство в целях формирования экологической культуры:

1) принимает меры по формированию у молодежи экологической культуры, бережному отношению к не возобновляемым ресурсам и окружающей среде;

2) проводит пропаганду среди молодежи по предотвращению и снижению загрязнения охраны окружающей среды;

3) принимает меры по реализации экологических проектов с участием молодежи и доступности для молодежи экологической информации;

4) создает условия молодым ученым для проведения научно-исследовательской работы в сфере экологической безопасности;

5) принимает меры по развитию экотуризма среди молодежи.

Глава 3. Государственное управление в сфере молодежной политики

Статья 20. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) обеспечивает реализацию государственной молодежной политики;

2) обеспечивает льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения на основе государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального, высшего образования из числа молодежи;

3) обеспечивает в период зимних и летних каникул льготный проезд на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения на основе государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального, высшего образования из числа молодежи;

4) утверждает Типовое положение о республиканском Курултае молодежи Казахстана;

5) утверждает Типовое положение о региональном молодежном ресурсном центре;

6) утверждает состав комиссии, порядок присуждения и размер денежного вознаграждения, а также определяет номинации по присуждению Государственной молодежной премии «Дарын»;

7) выполняет иные функции, возложенные Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.

Статья 21. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику Республики Казахстан по основным направлениям;

2) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан по основным направлениям государственной молодежной политики, в том числе по исполнению индикаторов и показателей стратегических планов, программ развития территорий;

3) организует деятельность по оценке нужд и потребностей молодежи в целях выявления и решения актуальных проблем в сфере государственной молодежной политики;

4) проводит мониторинг деятельности центральных, местных исполнительных, государственных органов, национальных холдингов, компаний и ежегодно представляет в Правительство Республики Казахстан Национальный доклад по реализации основных направлений государственной молодежной политики;

5) вносит предложения в план работы, повестке заседаний, по составу консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан;

6) содействует в организационном обеспечении деятельности консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан;

7) в пределах своей компетенции осуществляет международное сотрудничество в сфере государственной молодежной политики;

8) организует информационное, научное, методическое обеспечение реализации государственной молодежной политики;

9) принимает меры по развитию, доступности и эффективной деятельности социальной инфраструктуры для молодежи;

10) принимает меры по повышению квалификации кадров, участвующих в реализации государственной молодежной политики;

11) оказывает содействие развитию молодежных, детско-юношеских организаций, студенческих советов, клубов по интересам, комитетов по делам молодежи высших учебных заведений, организаций и предприятий всех форм собственности, спортивных объединений, центров поддержки инициатив молодежи, социальных служб для молодежи, добровольческой деятельности;

12) обеспечивает целевое информационное сопровождение реализации основных направлений государственной молодежной политики;

13) создает единый веб-ресурс, содержащий информацию о реализации государственной молодежной политики и текст Национального доклада;

14) осуществляет организационное обеспечение деятельности комиссии по присуждению Государственной молодежной премии «Дарын»;

15) разрабатывает и вносит на утверждение в Правительство Республики Казахстан Типовое положение республиканского Курултая молодежи Казахстана;

16) разрабатывает и вносит на утверждение в Правительство Республики Казахстан Типовое положение о региональном молодежном ресурсном центре;

17) обеспечивает проведение республиканского Курултая молодежи Казахстана;

18) осуществляет мониторинг деятельности молодежных ресурсных центров, молодежных, детско-юношеских организаций, студенческих советов, клубов по интересам, комитетов по делам молодежи высших учебных заведений, организаций и предприятий всех форм собственности, спортивных объединений, центров поддержки инициатив молодежи, социальных служб для молодежи, добровольческой деятельности;

19) осуществляет деятельность по оценке эффективности реализации государственной молодежной политики;

20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.

Статья 22. Компетенция центральных государственных органов

Центральные государственные органы в пределах своей компетенции:

1) реализуют государственную молодежную политику Республики Казахстан по основным направлениям;

2) оказывают поддержку молодежным инициативам, в том числе через размещение государственного социального заказа для реализации социально-значимых проектов в сфере государственной молодежной политики, создание консультативно-совещательных органов, центров молодежных инициатив, социальных служб, проведение конкурсов, олимпиад, соревнований среди молодежи;

3) обеспечивают участие представителей молодежных организаций в составе консультативно-совещательных органов по взаимодействию с институтами гражданского общества;

4) представляют Отраслевой отчет в уполномоченный орган по достижению целевых показателей и индикаторов развития государственной молодежной политики для включения в Национальный доклад по реализации основных направлений государственной молодежной политики.

Статья 23. Компетенция местных представительных и исполнительных органов

1. Местные представительные органы в пределах своей компетенции:

1) заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о состоянии реализации государственной молодежной политики;

2) утверждают составы консультативно-совещательных органов при местных исполнительных органах по вопросам молодежной политики;

3) не менее одного раза в год проводят публичные слушания по вопросам государственной молодежной политики;

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативно-правовыми актами.

2. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции:

1) реализует основные направления государственной молодежной политики Республики Казахстан в регионе;

2) координирует деятельность и проводит мониторинг городских, районных исполнительных органов по реализации государственной молодежной политики;

3) осуществляет деятельность по оценке эффективности реализации государственной молодежной политики в регионе;

4) утверждает положение и обеспечивает деятельность консультативно-совещательного органа по вопросам молодежной политики в регионах;

5) реализует государственный социальный заказ для молодежных организаций;

6) обеспечивает посещение на льготных условиях для молодежи спортивно-оздоровительных и культурно-просветительных организаций по решению местных представительных органов;

7) обеспечивает льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения по решению местных представительных органов;

8) обеспечивает адресную социальную помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

9) обеспечивает создание, функционирование деятельности и развивает сеть региональных молодежных социальных служб;

10) обеспечивает создание, функционирование деятельности и развивает сеть региональных молодежных ресурсных центров;

11) создает условия для успешной социализации в обществе молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации в регионе;

12 ) ежегодно представляет в уполномоченный орган Региональный отчет по достижению целевых показателей и индикаторов развития государственной молодежной политики в регионе для включения в Национальный доклад;

13)обеспечивает проведение областного Курултая молодежи в регионе;

14) создает условия для расширения доступности и эффективности использования социальной инфраструктуры для молодежи в регионе;

15) создает единый областной (города республиканского значения) интернет-ресурс для информационного обеспечения молодежи в регионе, и размещает текст Регионального отчета;

16) развивает сеть молодежных и детско-юношеских добровольческих, патриотических, спортивных движений, клубов и иных форм организации и самоорганизации молодежи;

17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативно-правовыми актами.

3. Местный исполнительный орган района (города областного значения) в пределах своей компетенции:

1) реализует основные направления государственной молодежной политики Республики Казахстан в районе (городе областного значения);

2) координирует деятельность и проводит мониторинг нижестоящих исполнительных органов в области государственной молодежной политики;

3) осуществляет деятельность по оценке эффективности реализации государственной молодежной политики в районе (городе республиканского значения);

4) утверждает положение и обеспечивает деятельность районного (города областного значения) консультативно-совещательного органа по вопросам молодежной политики;

5) обеспечивает создание, функционирование и деятельность районных (города областного значения) молодежных социальных служб;

6) обеспечивает создание, функционирование и деятельность районных (города областного значения) молодежных ресурсных центров;

7) создает условия для успешной социализации в обществе молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

8) ежегодно представляет Региональный отчет по реализации основных направлений государственной молодежной политики в регионе в Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы);

9) организует и проводит районный (города областного значения) Курултай молодежи по вопросам молодежной политики;

10) обеспечивает расширение и доступность социальной инфраструктуры для молодежи;

11) оказывает содействие развитию сети молодежных и детско-юношеских добровольческих, патриотических, спортивных движений, клубов и иных форм организации и самоорганизации молодежи;

12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативно-правовыми актами.

4. Аким района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в пределах своей компетенции:

1) реализует основные направления государственной молодежной политики среди молодежи района в городе (города районного значения, села, аула);

2) осуществляет деятельность консультативно-совещательного органа по делам молодежи при акимах аульного (сельского) округа по реализации государственной молодежной политики;

3) ежегодно представляет информацию по реализации государственной молодежной политики в ауле (селе) в Местный исполнительный орган района (города областного значения)

4) организовывает и проводит собрание (или сход) молодежи в сфере молодежной политики на сельском уровне;

5) содействует привлечению и обеспечению занятости квалифицированных молодых специалистов на село;

6) организует деятельность молодежных клубов по интересам;

7) содействует созданию комитетов по делам молодежи на предприятиях села (поселка, аула);

8) принимает меры по воспитанию казахстанского патриотизма, работе с допризывной молодежью, пропаганде ценностей семьи, национальной культуры и традиций, обеспечению толерантности, межнационального согласия, профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи;

9) осуществляет пропаганду здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и табакокурения;

10) осуществляет пропаганду массового спорта, национальных видов спорта, а также обеспечивает доступность спортивных объектов;

11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативно-правовыми актами.

Глава 4. Формирование и реализация государственной молодежной политики

Статья 24. Государственная поддержка социальной инфраструктуры для молодежи

Государство в целях обеспечения системности, комплексности, эффективного межведомственного взаимодействия центральных государственных органов, местных исполнительных органов всех уровней, органов местного самоуправления, гражданского общества и бизнеса в решении проблем молодежи, создания условий для непосредственного участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики содействует развитию и доступности социальной инфраструктуры для молодежи.

1. Субъекты социальной инфраструктуры на республиканском уровне:

1) Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан;

2) республиканский Курултай молодежи;

3) консультативно-совещательные органы при центральных государственных органах;

4) республиканский молодежный ресурсный центр;

5) центры поддержки молодежных инициатив при центральных государственных органах;

6) республиканские детско-юношеские и молодежные организации

2. Субъекты социальной инфраструктуры на областном уровне (городов республиканского значения):

1) областной Курултай молодежи (города республиканского значения);

2) Консультативно-совещательные органы при местных исполнительных органах;

3) региональный ресурсный центр;

4) социальные службы для молодежи;

5) Комитеты по делам молодежи при учебных заведениях и предприятий в независимости от форм собственности;

6) детско-юношеские и молодежные организации;

3. Субъекты социальной инфраструктуры на районном (городском) уровне:

1) районный (городской) Курултай молодежи;

2) Консультативно-совещательные органы при местных исполнительных органах;

3) районные (городские) ресурсные центры;

4) районные (городские) социальные службы для молодежи;

5) Комитеты по делам молодежи при учебных заведениях и предприятий в независимости от форм собственности;

6) детско-юношеские и молодежные организации;

7) молодежные центры здоровья;

8) клубы по интересам для молодежи.

4. Субъекты социальной инфраструктуры на аульном (сельском) уровне:

1) Совет по молодежной политике при акиме сельского округа;

2) Сход (собрание) молодежи аула (села);

3) Комитеты по делам молодежи предприятий в независимости от форм собственности;

4) аульные (сельские) детско-юношеские и молодежные организации;

5) клубы по интересам для молодежи.

2. Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан реализует задачи по выработке рекомендаций, по определению приоритетов формирования и реализации комплексной государственной молодежной политики, информирует Президента Республики Казахстан о ситуации в молодежной среде, проводит анализ эффективности реализации государственной молодежной политики.

3. Республиканский Курултай молодежи обеспечивает диалога и взаимодействие между государственными органами и молодежными организациями, позволяет молодежи участвовать в формировании и реализации государственной молодежной политики, определяет стратегические цели и задачи молодежной политики.

4. Консультативно-совещательные органы при центральных государственных органах создаются в целях решения вопросов молодежи по различным направлениям деятельности государственных органов, поддержки прав и интересов молодежи, принятия решений с учетом потребностей молодежи и эффективного межведомственного взаимодействия.

5. Республиканский ресурсный центр создается в целях повышения эффективности деятельности республиканских детско-юношеских и молодежных организаций, а также оказания организационных, технических, информационных и других услуг детско-юношеским, молодежным организациям, молодежным творческим союзам и объединениям, консультативно-совещательным органам при местных исполнительных органах, комитетам по делам молодежи учебных заведений и предприятий всех форм собственности, содействуют деятельности областных (городов республиканского значения) ресурсных центров. Оказывает содействие в обеспечении деятельности Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан и Республиканскому Курултаю молодежи.

6. Центры поддержки молодежных инициатив при центральных государственных органах осуществляют свою деятельность в сфере мотивации молодых людей к добровольческой деятельности, проявлений инициатив в решении проблем молодых специалистов, формирования механизмов вовлечения молодых людей в общественную деятельность по основным направлениям молодежной политики.

7. Детско-юношеские и молодежные организации осуществляют деятельность в целях оказания комплексной поддержки целевым группам в решении задач, направленных на защиту прав, законных интересов и удовлетворение потребностей молодежи.

8. Курултай молодежи на областном, городском, районном уровнях предоставляет молодежи право выразить мнение и внести предложения по решению актуальных вопросов в сфере реализации государственной молодежной политики, учавствовать в определении стратегических задач и формирования государственной молодежной политики в регионе.

9. Консультативно-совещательные органы при местных исполнительных органах создаются для эффективного взаимодействия молодежи с представительными и исполнительными органами на местном уровне для решения актуальных вопросов реализации молодежной политики в регионе.

10. Региональные ресурсные центры на постоянной основе оказывают организационные, технические, образовательные, информационные, консультационные, методические услуги молодежным и детско-юношеским организациям, а также содействуют деятельности районных (городских) ресурсных центров.

11. Областные социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность в целях оказания содействия молодым специалистам, семьям, а также молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Областные социальные службы оказывают консалтинговые, юридические, психологические, образовательные услуги для молодежи, а также социальным службам на районном (городском) уровне.

12. Районный (городской) ресурсный центр создается исполнительным органом с целью оказания организационных, технических, образовательных, информационных, консультационных, методических услуг детско-юношеским, молодежным организациям, молодежным творческим союзам и объединениям, консультативно-совещательным органам при местных исполнительных органах, комитетам по делам молодежи учебных заведений и предприятий всех форм собственности, социальным службам для молодежи.

13. Направлениями деятельности районных (городских) социальных служб для молодежи являются:

1) оказание консультационных, юридических, психологических, образовательных услуг для молодежи;

2) социальная помощь молодым малообеспеченным семьям, несовершеннолетним лицам, оказавшимся в неблагоприятных условиях в силу их физических недостатков, несовершеннолетним гражданам;

3) правовая защита молодежи в трудовых и учебных коллективах, столкнувшейся с нарушением их прав;

4) содействие в работе молодежных организаций с молодыми репатриантами, для успешной социальной адаптации в условиях исторической родины;

5) социальное реабилитация лиц из числа молодежи, освобожденных из мест лишения свободы, а также вернувшихся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и больных СПИДом;

6) информирование молодежи о возможности реализации ее прав в сферах трудоустройства, образования и профессиональной подготовки, досуга, туризма и спорта.

Услуги и помощь (содействие), оказываемые социальными службами предоставляются молодым лицам в установленном законодательством порядке.

14. Молодежные центры здоровья оказывают комплексную медицинскую, психологическую, юридическую и социальную помощь молодым людям, направленную на профилактику заболеваний среди молодежи, гарантирующую анонимность и конфиденциальность.

15. Клубы по интересам создаются в целях выражения и удовлетворения интересов молодежи по различным сферам, проведения культурно-развлекательных, познавательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий по интересам молодых людей.

16. Совет по молодежной политике при акиме сельского округа реализует задачи по выработке рекомендаций, определению приоритетов реализации молодежной политики и поддержки сельской молодежи.

17. Сход (собрание) молодежи аула (села) является формой непосредственного участия молодежи в обсуждении и решении вопросов на местном уровне, а также проводится для вовлечения молодежи в решении вопросов местного значения.

18. Объекты социальной инфраструктуры:

1) дворцы молодежи, здания и сооружения, предназначенные для проведения различных мероприятий в сфере молодежной политики;

2) студенческие и молодежные общежития, дома юношества, предназначенные для обеспечения вопросов жилья молодых людей;

3) здания, помещения, в которых размещаются ресурсные центры, социальные службы, центры поддержки молодежных инициатив, комитеты по делам молодежи при учебных заведениях, молодежные центры здоровья, и другие субъекты социальной инфраструктуры;

4) спортивные сооружения, предназначенные для занятий массовыми и другими видами спорта;

5) информационные ресурсы (средства массовой информации и интернет-ресурсы), обеспечивающие равный доступ молодежи к информации о государственной поддержке развития молодежной политики.

Статья 25. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики

1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан финансируется за счет:

1) средств республиканского и местных бюджетов;

2) добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, и иных источников не запрещенных законодательством Республики Казахстан;

3) создания условий для реализации государственной молодежной политики с использованием механизмов государственного частного партнерства.

2. В республиканском и местных бюджетах ежегодно предусматриваются средства для реализации государственной молодежной политики.

Расчетный объем финансовых средств определяется с учетом материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации программ в сфере государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Финансирование мероприятий в рамках реализации государственной молодежной политики может осуществляться в форме государственного социального заказа в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан и другими формами финансирования молодежных организаций.

Статья 26. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан

1. Молодёжь в целях самостоятельного решения социальных, культурных, образовательных и иных задач, направленных на защиту прав, законных интересов, удовлетворение потребностей , успешной социализации, эффективного взаимодействия с центральными государственными органами, местными исполнительными органами, органами местного самоуправления, гражданским обществом, бизнесс структурами в формировании и реализации государственной молодежной политики создает и учавствует в деятельности:

1) детско-юношеских и молодежных организаций;

2) добровольческих организаций;

3) молодежных профессиональных союзов;

4) детско-юношеских, молодежных, студенческих спортивных лиг;

5) молодежных творческих союзов;

6) молодежных клубов по интересам.

2. Ваимодействие молодежи и молодежных организаций с центральными государственными органами, местными исполнительными органами, органами местного самоуправления, гражданским обществом, бизнесс структурами в целях непосредственного вовлечение в формирование и реализацию государственной молодежной политики осуществляется через участие ее представителей:

1) в деятельности консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан по молодежной политике;

2) в Курултае молодежи Казахстана на республиканском, областном и региональном уровнях;

3) в заседаниях Местных представительных органов при заслушивании отчетов руководителей местных исполнительных органов и организаций о состоянии реализации государственной молодежной политики;

4) в деятельности консультативно-совещательных органов при центральных государственных и местных исполнительных органах.

5) в работе комитетов по делам молодежи при учебных заведениях и предприятиях всех форм собственности;

6) в собраниях или сходах молодежи в сфере молодежной политики на сельском уровне.

3. Молодежь и молодежные организации в целях непосредственного участия в реализации государственной молодежной политики могут разрабатывать предложения в планы деятельности, проекты нормативных правовых актов и программ, по основным направлениям государственной молодежной политики и вносить их для рассмотрения:

1) в консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан по молодежной политике;

2) консультативно-совещательных органов при центральных государственных и местных исполнительных органах;

3) в уполномоченный орган, центральные государственные органы, местные представительные и исполнительные органы, органы местного самоуправления;

4) Комитеты по делам молодежи при учебных заведениях и предприятий в независимости от форм собственности.

4. Для решения социальных, культурных, образовательных и иных задач, направленных на защиту прав, законных интересов, удовлетворение потребностей, успешной социализации решения социальных проблем, молодежь может использовать объекты социальной инфраструктуры для молодежи, получать помощь и услуги в центрах поддержки молодежных инициатив созданных при центральных государственных органах, социальных службах для молодежи.

5. В целях участия в реализации государственной молодежной политики, молодежные и детско-юношеские организации могут:

1) использовать объекты социальной инфраструктуры для молодежи;

2) пользоваться услугами центров поддержки молодежных инициатив созданных при центральных государственных органах и региональных ресурсных центров;

3) принимать участие в выполнении и реализации работ и оказание услуг в рамках государственного социального заказа;

4) Использовать средства от добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

6. Для обеспечения равного доступ к информации молодежь и молодежные организации могут запрашивать информацию от государственных органах по вопросам реализации государственной молодежной политики, использовать информационные ресурсы созданные уполномоченным органом и местными исполнительными органами содержащий информацию о реализации государственной молодежной политики, в том числе иметь доступ к текстам Национального доклада, Отраслевых и Региональных отчетов.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной молодежной политике

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о государственной молодежной политике, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 28. Применение законодательства Республики Казахстан

Законодательство Республики Казахстан, действующее на момент вступления в силу настоящего Закона, применяется в части, не противоречащей ему, и в течение одного года со дня введения его в действие должно быть приведено в соответствие с ним.

Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике» от 7 июля 2004 года № 581. (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 16, ст. 95).

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев