Применение альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в эко-конструкциях
Интерес к альтернативным источникам энергии и энергосберегающим технологиям в последнее время стал особенно высоким в мире. Это обусловлено возрастающей потребностью глобальной экономики в энергии, ограниченностью запасов углеводородных ресурсов и все более осознаваемая необходимость поиска других новых источников.
Возобновляемые источники энергии и энергосберегающие технологии в течение последних лет позиционируются Казахстаном в качестве одного из векторов развития энергетического комплекса. Например, согласно «Стратегии «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства», к 2050 году в нашей стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления. Такая цель, обозначенная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана.
Поэтому одним из главных векторов развития экологического образования должен стать - применение альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий.
Так, например экологический кружок «Эко плюс» КГКП «Дворец детей и юношества» г.Жезказган уже три года работает в рамках Международного проекта SPARE по использованию альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий.
В рамках этого проекта были изготовлены десятки практических проектов школьниками, главной целью которых является: Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий.
Задачами проектов являются:
1. Создать эко-мастерскую.
2. Использовать альтернативные источники энергии и энергосберегающие технологии в эко-конструкциях.
3. Задействовать в работе вторичный материал.
4. Применить работы на практике.
5. Провести широкую информатизацию и агитационную работу по использованию ВИЭ и энергосберегающих технологий.
6. Открыть экспозицию практических проектов выполненных в рамках Международного проекта SPARE.
Трехлетний практический проект в рамках Международного проекта SPARE можно разделить условно на две группы:
1. Использование альтернативных источников энергии.
А. Энергии солнца.
Б. Энергии ветра.
2. Использование энергосберегающих технологий.
А. Датчики движения и энергосберегающая светодиодная подсветка.
Б. Вторичное использование материалов.
Проблема. Данный проект был инициирован из-за того, что в системе образования Казахстана использование данных технологий находиться на низком уровне и редко используется в учебном процессе. Имеется недостаточное количество реальных практических проектов по использованию альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий. Наблюдается слабая информатизация и агитация населения.
Пути решения проблемы. Создание эко-мастерской по изготовлению творческих работ и проектов по использованию альтернативных источников энергии может стать эффективным способом использования, агитации и информатизации эко-технологий.
Что и было сделано на базе кружка «Эко плюс», где на протяжении всего учебного года воспитанники кружка трудятся над своими работами.
1. Альтернативные источники энергии.
Одним из самых любимых направлений в работе эко-мастерской является использование альтернативных источников энергии, которые выполняются из вторичного материала. Например, очень много работ было выполнено из вторичного материал, которые для своей работы используют энергию солнца благодаря встроенным панелям. Это такие работы как: «Эко-корабль», «Солнечный фонарь», «Робот-заяц», «Катер», «Аэросани», «Мышь», «SPARE-мобиль» и другие.
Вторым примером работ по использованию энергии солнца стали: работы «Солнечная печь» и проект «Лаборатория Солнца», куда вошли сразу множество работ – «Солнечная печь из использованных CD дисков», «Параболическая печь из спутниковой антенны», «Параболическая зеркальная печь». Данные работы эффективно используют энергию солнца, концентрируя все ее тепло для приготовления пищи.
Третьим направлением работы эко-мастерской стало использование энергии солнца путем построения радиоуправляемых конструкций с солнечной батареей. Это такие работы как: «Солнечный поросенок», «Каракурт», «Луноход», «Мышь», «Робот-повторюшка» и др.
Помимо этого были сделаны работы и по использованию энергии ветра, к примеру «Ветряк», который вырабатывает электричество за счет ветра и гибридная работа «Пиратский эко-корабль», который использует для своего движения силу ветра благодаря парусу и энергию солнца для вращения лопастей от энергии солнечной батареи.
2. Энергосберегающие технологии. Второй группой проектов эко-мастерской является применение энергосберегающих технологий. Данные проекты нацелены на использование вторичного материала и применение энергосберегающих технологий: датчика движения и энергосберегающей светодиодной подсветки. Это такие работы как «Эко-ракета», «Ёлка -2012», «Ёлка -2013», «Ёлка -2014», «Ёлка -2015», «Букет для мамы», «Байтерек» и др.
В целях энергосбережения подсветка для скульптур была подсоединена к датчику движения установленного на самих конструкциях. Огни на них загораются лишь на них только тогда, когда к ним приближался человек. Такие практические работы являются эффективными информационными проектами по использованию энергосберегающих технологий, привлекают к себе внимания не оставляя равнодушным не одного посетителя экспозиции работ.
Применение на практике.
При реализации трехлетнего проекта была произведена широкая пропаганда по использованию и внедрению альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий среди населения, а также воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и сохранения ее богатств подрастающим поколением.
На базе этого проекта была организована эко-мастерская, которую могут посещать все желающие города. Созданные эко-конструкций из ТБО, работающих от альтернативных источников энергии или использующие энергосберегающие технологии способствуют снижению выброса углекислого газа, сохранению не возобновляемых источников энергии и климата.
Данные работы популярны в СМИ, интернет пространстве, участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах, выставках и мастер-классах, а так же применяются и используются в быту и на занятиях, получили высокие оценки и большой резонанс в обществе.
На протяжении реализации проекта проводилась регулярная экспозиция работ в холле дворца детей и юношества, став тем самым выставочным залом проектов выполненных в рамках Международного проекта SPARE. Охват каждой выставки составлял несколько тысяч человек, куда входили воспитанники дворца детей и юношества, школьники города, родители, педагоги и гости. Выводы. Таким образом, энергосбережение и альтернативные источники энергии являются актуальными и востребованными в быту, науки и образовании, способствуют повышению интереса к экологии и решению ее глобальных проблем. Также данный реализуемый проект способствует сохранению экологической обстановки и вносит свою лепту для общества в преддверии выставки EXPO-2017.
Жезказганский филиал АО «НЦ НТИ»